Zahav.СалатZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+30+22
Иерусалим
+32+20

Салат

А
А

Вознесенные над полями

…Танцующие кибуцники…Люди ПАЛЬМАХа…Труд. Смерть. Глава из жизни страны. Вернее - из истории еще до создания страны Израиля…Балет. Танец - как прожектор, как инструмент исследования и трибуна для исповеди, для раздумий.

08.05.2023
Фото: пресс-служба

Странный мир, где живут и историческими реалиями¸ и сбором урожая, и войной. И любовью. О ней, о любви, балет умеет рассказать, как никакое другое искусство. Волшебство, вдохновенный и невербальный язык тела, отмеренный и организованный музыкой резонанс пространства и света, движения, красоты жеста и взлета, от которой захватывает дух…

"Он шел по полям" - спектакль, который родился в нашем уникальном Иерусалимском балете. В единственном, пожалуй, коллективе, сегодня сохраняющем традиции классики на нашей, плохо приспособленной для танца на пуантах, раскаленной сцене. Этот драматичный, похожий на сновидение о любви, героизме¸ взрослении юной маленькой страны спектакль сочинен по мотивам и символам израильского романа. Моше Шамир и его книга "Он шел полями" - нечто гораздо большее, чем просто писатель и его произведение. Это некая стелла, официальный памятник в культуре и истории страны. Значение его трудно переоценить. "Он шел полями" - сверкающий монумент героизма. И культовая книга, и фильм с культовым актером Аси Даяном - они вознесены в облака. И качество текста, и уровень кинематографии не столь уж важны. Это сокровенный репертуар. Сокровищница. Назначенные вершины…Люди ведь всегда назначают себе идолов. В истории, искусстве. В этом ответ. Народам и отдельным людям плохо без патетики, экзальтации, манифестов, пышных и нелепых обрядов, лозунгов. Непременно надо сотворять кумиров, покрывать их глянцем, "бронзы многопудьем", барабанной дробью. Осмысливать, подвергать ревизии прошлое, его героев и мучеников нормально не получается. Потому что нормы нет. Нет аршина. Истина всегда уходит. Убегает. Оглядываясь, человечество еще больше все запутывает. Переставляет акценты, искажает факты. Книги, фильмы заняты этим громогласнее. Опера и балет делают это мягче и поэтичнее, когда берутся за исторические темы, выводят на сцену исторических персон. Эти условные жанры тоже дают некую оценку событиям, которые происходили, хотя с поправкой на свой необыкновенный, особенный, язык.

…Балет, этот замок красоты, этот континент вопрошающих и отвечающих на вопросы поющим невесомым телом, жестом, пируэтом, умеет все. И поэтому история кибуцника Ури тоже вполне может иметь место быть. И его борьба¸ любовь, созидательный труд, отношения с родителями, друзьями, рассказанные языком неоклассического танца, убедительны. Хореограф Егор Меньшиков не пересказывает роман.

Его задача гораздо более глубока и естественна для искусства говорить телом. В спектакле "Он шел по полям" соблюдена самая прекрасная идея, самая истинная формула танца: здесь не используется, не применяется банальное стремление сказать, дать формулы¸так или иначе призвать слова. Все герои - символичны, многозначны, все - сотканы из танцевальной ткани. Мы можем комментировать: "это Мика, беженка, пока чужая в кибуце, и ее бред-сон о пережитой Катастрофе", "это - линия мамы, и ее горести, страсти…". "А это - Ури, хозяин, труженик полей, бесстрашный и романтичный...". И все равно слова, формальные характеристики бедны. Неточны. Они провисают, оказываются несостоятельны перед этой прекрасной балетной сагой, перед лаконичным и вдохновенным шоу танца. Странно выглядят кибуцники и кибуцницы, существующие в полете, парящие, исполненные с отчаянием полной натянутости носка, впечатляющей элевацией, застывшим на долгое мгновение в воздухе прыжком… И Дебюсси заоблачным светом, и "Праздничная увертюра" Шостаковича с ее азартом и умилительным порывом энтузиазма, и Шнитке с его возвышенным, эстетским миром головокружительной старинной сюиты - все незаконно¸ неорганично, спорно. И - прекрасно! Язык спектакля, высказывания хореографа тоже стилизованно традиционны, благостно оригинальны. Решительно современны. Произвольно - фантазийны. Это не Баланчин, не Горский, не Григорович - но наследие, память и традиция. Связующая нить налицо. Центральным эмоционально-эстетическим моментом можно считать сцену игры с сеном. Это общение с землей, знаменующее радость людей, свободу и оптимизм. Весь спектакль пронизывает образ-символ: люди присягают земле, меняют ее, по своей воле вершат на этой земле судьбу…

Читайте также

Прекрасны дуэты, - лирика и медитация здесь сопряжены, слиты. Молодо и ярко пролетают эпизоды массовых танцев, динамичные, впечатляющие. Мири Лапидус и Сара Лемперт, которые исполняют главные женские партии, благородны и вдохновенны. Красивые линии, стильные и нарядные движения, будто на сценическом линолеуме строятся букеты живых дивных цветов. Хороши Михаэль Боцок, Александр Шевцов, Эрез Милатин, Дана Лемперт, Егор Меньшиков, Анаэль Затейкин…Они все хороши, все вовлечены в создание цельного, осмысленного спектакля. Сценограф Полина Адамова и художник по костюмам Елена Кельрих все оформление решили лаконично, предельно функционально. Так или иначе - перед нами 40- е годы прошлого века. И люди того времени. И идеи, устремления. Героизм…Я хочу сказать¸ что вся биография, вся дорога Иерусалимского балета, которым руководит изумляющая, сенсационная Надя Тимофеева (а рядом с ней - неукротимая Марина Нееман!), и которому исполняется 15 лет, проходят в режиме подвига. Подвиг - служить балету в Израиле. Подвиг - нести публике эту необычную, строгую, требовательную красоту. Подвиг - не сдаваться. Не опускать руки…Если бы я была кем-то важным в правительстве, я бы все сделала, чтобы дать этому коллективу особое финансирование. Именно он знаменуют новую балетную жизнь, новый виток развития культуры Вечного города Иерусалима. Иерусалимский балет - это чудо. Как вода в пустыне. Как радуга над морем. Как мерцающий в тумане маяк… Танцуйте, мои дорогие! Спектакль "Он шел полями" состоялся. Небо не слишком высоко! Перед вами - поля, над которыми вознесены балерины, эти ошеломительные звезды на пуантах!

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке