Цветная полоска с надписью DNR (Do Not Resuscitate, "Не реанимируйте") - является способом сообщить медикам, что владелец дал предварительное медицинское распоряжение и хочет, чтобы его выбор уважали.
Речь идет об инициативе LILACH - израильского общества "Жить и умереть с достоинством", некоммерческой организации, лоббировавшей в 2005 году в Израиле закон "Об умирающем больном".
"Закон об умирающем больном" касается пациентов с неизлечимым заболеванием, находящихся в терминальной стадии заболевания, и обязывает медицинский персонал предоставлять лечение, которое облегчает жизнь для них и членов их семей. Данный закон определяет правила, в соответствии с которыми такие больные в случае утраты ими правомочности принятия решений могут заблаговременно отказаться от получения медицинской помощи во избежание дальнейших страданий.
Очень важно знать об этом законе и заранее заполнить необходимые формы, чтобы их пожелания стали юридически обязательными и дошли до системы здравоохранения. Здесь можно узнать подробности.
В Израиле запрещена эвтаназия, но пациентам позволено дать указание медицинскому персоналу не оказывать помощь в конце жизни. Закон также требует, чтобы система здравоохранения предлагала умирающим пациентам паллиативную помощь, включая так называемую паллиативную седацию.
Поскольку иногда смерть наступает во время седации, может показаться, что паллиативная седация является формой эвтаназии, но это не так. Есть несколько моментов, которые отличают паллиативную седацию от эвтаназии. Разница заключается, прежде всего, в причине и цели лечения: в эвтаназии цель "лечения" - вызвать смерть больного.
Целью паллиативной седации является облегчение страданий. Это две совершенно разные цели. Кроме того, очень важно знать, сегодня ясно, что паллиативная седация только снижает уровень сознания, но не ускоряет смерть и, следовательно, не сокращает продолжительность жизни.
Читайте также
Хотя закон "Об умирающем больном" действует уже 18 лет, только 40 950 человек в возрасте от 17 лет и старше (это менее 0,5% взрослого населения) оформили все необходимые документы: предварительное распоряжение для умирающего пациента и назначение доверенного лица.
Принятие закона "О человеческом достоинстве и свободе" в 1992 году подготовило почву для окончательной версии "Закона об умирающем больном", который председатель LILACH Анат Маор предложила в 1995 году, будучи депутатом кнессета. Потребовалось много дебатов и целое десятилетие, прежде чем его приняли.
"Все основные религии в Израиле поддерживают предотвращение страданий. Это вопрос сохранения человеческого достоинства", - уверена Маор. В организации LILACH среди руководителей-волонтеров есть либеральный раввин, организация работает в контакте с религиозной еврейской организацией "Цохар", для борьбы с заблуждением, якобы еврейский закон диктует - жизнь человека должна быть продлена любой ценой.
Возможно, израильтяне не хотят думать о смерти. Однако, по словам Маор, скорее всего, бланки предварительных распоряжений не заполняют, прежде всего, потому что не знают, что они существуют. (Для сравнения, уже треть американцев заполнили предварительные распоряжения).
Статистика министерства здравоохранения показывает, что число людей, заполняющих бланки, росло очень медленно на протяжении многих лет. Лишь во время эпидемии коронавируса произошел всплеск: в 2020-2022 годах было подано 30 769 бланков. 89% бланков заполняют люди 65 лет и старше. Женщины заполняют их значительно чаще, чем мужчины.
"Нельзя винить парамедиков, врачей и медсестер скорой помощи за то, что они хотят спасти вашу жизнь. Просто им не приходит в голову спросить, есть ли у вас оформленные распоряжения с отказом от реанимации, - говорит адвокат-волонтер Эфрат Клиппер-Дугма в интервью Times of Israel. - Если фиолетовый браслет привлечет их внимание и послужит напоминанием, тем лучше".
Любой, кто становится участником LILACH, имеет право на получение сиреневого браслета DNR. ("Лилах" на иврите означает сирень, отсюда и цвет.)
Организация надеется, что члены семьи, друзья и даже незнакомцы заметят людей, носящих браслеты, и спросят о них. Возможно, они тоже присоединятся к LILACH или, по крайней мере, будут обсуждать решения конца жизни со своими близкими.