Дом, мирный вечер, свет лампы… Дети спят. Винни-Пух, игрушка из плюша, на кресле… Женщина ждет мужа-летчика.
А потом другая картинка: израильский летчик, майор, командир экипажа, принимает решение о вылете из аэропорта иностранной державы в тот момент, когда начинается война, и все полеты запрещены…
Актриса Анна Гланц-Маргулис и режиссер Александр Михайлов прочли новеллу Льва Клоца "Полет из Киева в Израиль". И увидели, ощутили токи текста, почувствовали отзвук интонации в своих душах. И перевели слова в зрительные образы. Так возник спектакль, названный "Время надежды". Он совсем новый, ему еще предстоит вовлечь разных зрителей в свою орбиту.
В этом спектакле одна актриса играет две роли - и летчика, и его жену. Повествует и про тихий дом, в котором ждут и тревожатся, и - про военную, нетривиальную ситуацию, в которой очень разные люди проявляют себя, а некоторые держат суровый экзамен на человечность…
В зале израильского ТЮЗа в Бат-Яме, в домике-теремке радушного хозяина, режиссера и сказочника Шауля Тиктинера, состоялся первый спектакль.
Александр Михайлов - режиссер-новатор, переехав в Израиль, разрабатывает оригинальный маршрут театра-исповеди, монотеатра, в котором солист, актер-корифей призван под руководством мастера создать полноценное художественное высказывание.
Предыдущие, уже состоявшиеся и показанные публике, работы этого чрезвычайно деятельного и неутомимого мастера порадовали, открыли нечто новое для зрителя, да и для актеров-соратников.
Монолог, театральная исповедь одного исполнителя - форма сложнейшая. Нет на сцене партнеров, нет пауз, нет возможности перевести дыхание в забеге-спектакле. Выручают умение и эмоциональная заряженность актера. А лаконизм, скромность и графичность сценического решения выявляют самые глубинные свойства текста инсценировки, побуждая играть на пределе своих творческих сил…
Читайте также
Художница Мария Михайлова, выступающая равноправной соратницей режиссера и актера, проявила особое внимание к точности расстановки акцентов, и строгую взвешенность при поиске сценического решения. И новая работа - "Время надежды" - свидетельствует об успешных поисках на этом сложнейшем направлении.
…Израильский гражданский летчик, имеющий в прошлом военный опыт, получает приказ вывезти на своем самолете из Киева, который уже подвергается обстрелам, семьи членов посольства. Время действия - 24 февраля 2022 года…
Ночь. Разрешения на взлет нет. Да оно и не будет получено. А задание все равно будет выполнено. Майор Хейфец не отступит, не растеряется, не дрогнет. В этом героическом полете ему помогут и грузинский, и арабский летчики, и диспетчер аэропорта в Киеве, и полковник российской авиации. И вся эта история о том¸ что остаться человеком, просто человеком, - даже, подчас, вопреки приказу, - и есть главное земное предназначение офицера. Любого.
Лев Клоц, известный в нашей стране продюсер, организатор и инициатор огромного спектра развлечений, гастрольных туров и много другого, написал изумительно трогательный текст. Режиссер Михайлов подготовил его для сцены, расписал на голоса, применив тонкие и очень деликатные сценические приемы, уловки, метафоры.
На экране - дождь. Тучи. Облака клубятся. Небо - еще одна сцена… Медвежонок Винни-Пух летает по своему сказочному небу. Будто само детство с его наивной радостью, надеждами, безграничными фантазиями, устремляется ввысь. И где-то далеко бродят отзвуки песен, и мировой эфир наполнен голосами, бурлит жизнью. И флаги трех стран - изображая самолеты - летят в слепящих просторах неба, там, где и разворачивается основная драма спектакля. На экране есть титры, сводящие воедино реплики, приказы, диалоги. Помогающие понять все тонкости происходящего.
Актриса Анна Гланц-Маргулис - неустрашимая, беспокойная, неунывающая амазонка сцены, ее преданнейшая служительница. Она предельно точно передает главный посыл спектакля. Главное - быть и оставаться человеком. Быстро реагировать на любые вызовы жизни, разбираться в ситуации, быть компетентным в своем деле - очень важно. И все равно: главное - быть человечным.
Куртка летчика - умело найденная деталь, используя которую актриса играет рассказ про войну и мир, про напряжение и невероятный полет, выявивший очень многое в людях. Я сидела в зале - и яркая, спрессованная, волнующая до слез картина короткого отрезка жизни, тень большой судьбы, возникла передо мной в полный рост. И еще пришло чувство, для определения которого, видимо, не удастся сразу найти верное слово. Я, по крайней мере, не смогла. Гордость? Сопричастность? Радость быть частью именно этой страны? Или просто острое волнение от того, что переживаем мы, зрители, все это вместе?..
…По секрету узнала, что американские кинематографисты, - этот быстрый и динамичный рыцарский отряд, поднаторевший в поисках и открытии интересного, нового и оригинального, - уже выкупили права на съемку фильма. Я спросила автора, кто же станет в этом случае режиссером, но он лишь загадочно улыбнулся. Что ж, будем ждать. И - если интерес к театру жив в ваших сердцах - посмотрите "Время надежды". Это пронзительная и трогательная театральная история.