Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Салат

А
А

Анархисты, дети солнца

Если вы устали от рутины, от того, что вам выдают за откровения, новости, от клише и шума времени, сходите на балет из Дортмунда. Побудьте на пороге тьмы и света.

01.06.2023
טריילר למופע "חלום ליל קיץ" בביצוע להקת בלט האופרה של דורטמונד (יח"צ)

…Он спит. На сцене, перед закрытым занавесом. Спит, не обращая внимания на шум, на публику, которая заполняет нарядный зал. На яркий свет. А потом появится она, легкая, земная, в плащике, застелет постель - и он оденется, возьмет из ее рук пучки соломы. Она запоет веселый мотив. И они вместе убегут за занавес. В праздник, фантасмагорию. В путь по театральной, сказочной, полной метафор, фольклорных, кинематографических, живописных перекличек стране. Где все разрешено, нет вражды, и царит согласие, и люди радуются возвращению света после долгой зимы. Там метет метель из соломы, стоит знакомый нам по фильмам и книгам майский столб… И звучит голос певицы, сильный, глубокий, будто из самых недр земли происходящий…

… Театр балета из Дортмунда показал на сцене Центра сценических искусств в Тель-Авиве спектакль "Сон в летнюю ночь". Хореограф, режиссер и дизайнер Александр Экман, родившийся в Швеции, вначале воспринял идею создать балет на шекспировский сюжет без особого энтузиазма. Руководство Шведской королевской оперы предложило ему, ниспровергателю всего привычного и косного, эксцентричному сочинителю взрывных балетных текстов, поставить спектакль про волшебные превращения, приключения любовников и полеты фей в летнюю ночь. В ту ночь, про которую так дивно и на все времена написал Шекспир.

Александр Экман. Фото: Patrick Miller

Идея таилась, существовала где-то в подсознании, где, как правило, и рождаются все драгоценности творческой мысли. И вот что-то сверкнуло. И сложилось - сочинилось. Главным драматургическим стержнем стал день летнего солнцестояния. Победа над мраком. Победа в природе - людям в своей людской жизни до этого еще далеко… И развернулся рассказ. Не про Титанию, Оберона, ослов, актеров-любителей. Но про совершенно опьяненных этой летней ночью, скандинавским дурманящим напитком аквавитой и плясками в бешеном темпе. Есть в эстетике хореографа, в саундтреке Микаэля Карлссона, во всем этом пропитанном атмосферой вакханалии, радости прыгать и кружиться, токами земли, поэзией фильмов Питера Гринуэя действе одухотворенное волшебство. Здесь ничего, совершенно нисколько, ни капельки не есть повторение пройденного. Эти поддержки, напоминающие взращивание цветка, спонтанно-чувственное жонглирование соломой, стол, олицетворяющий целый остров радости и свободы, а после трапезы взлетающий вверх и преодолевший земное тяготение… Безголовые люди (ах, как же их много в любой стране, в любые времена…) падают и не находят дорогу…

Остроумные находки и пластические шутки Александра Экмана - особая сила спектакля. Они вызывают в зале смех. Мы ведь знаем, как редко танец достигает такого эффекта… И повар, так изящно и андрогинно балансирующий на пуантах, и нежнейшее и эротичное адажио влюбленных, и музыканты, так рафинированно, деликатно вплетающие свои звучания в спектакль про освобождение от тьмы. Свет здесь - вершина, кульминация всех порывов, устремлений. Часы, висящие над миром танцующих, серьезным личиком-лучиком напоминают: есть свет, стужа отступила, пришло время жить, действовать, праздновать и творить. Куклы, которыми артисты Экмана владеют безукоризненно, эти искусственные, покорные партнеры, полноправные участники, они включены в фабулу, вносят новые оригинальные смыслы.

Танцовщики раскрепощены, их унисон - это ансамбль ярких личностей, в котором каждый виден, каждый свободен, каждый протагонист. В одном из эпизодов балета тела танцовщиков отбрасывают большие тени на стену зала. Тень становится огромным кентавром, пауком, драконом… Фантазия и смелость хореографа беспримерны. Он не опасается быть непонятым, не боится новаций и эпатажа. Его не тревожит статика некоторых сцен, они у него длятся, как длится созерцание картины в музее. Как длится долгий кадр в фильме мастера, подобного Феллини. И в этой неторопливости, в широком дыхании жеста, позы, паузы тоже есть красота.

Фото: Leszek Januszewski

Художник по свету Линус Феллбом насыщает спектакль упругими, живыми, какими-то рембрандтовскими бликами. А автор костюмов Брегье ван Бален искусно инкрустирует миры хореографа нежной, телесно-бежевой цветовой гаммой костюмов. Вдруг на одной из танцовщиц возникнет черная пачка. То ли классический черный лебедь прилетел, то ли опьяневшая от праздника и сладких трав поселянка вышла танцевать свою вариацию… Во вступительных речах перед премьерным спектаклем, в приветственной речи посла Германии в Израиле несколько раз прозвучало слово "демократия". Я смотрела на свободных и радостно творящих артистов-гостей. И думала: без свободы нет искусства. Или что-то, возможно, есть, но это уже совсем другая история.

Если вы устали от рутины, от того, что вам выдают за откровения, новости, от клише и шума времени, сходите на балет из Дортмунда. Побудьте на пороге тьмы и света. И перейдите вместе с танцовщиками к самому прекрасному свету. На этом спектакле такое с вами случится, без сомнения.

Фото: Leszek Januszewski

Театр балета Дортмунда / "Сон в летнюю ночь"

Постановка и хореография: Александр Экман
Музыка: Микаэль Карлссон
Художник по костюмам: Брегье ван Бален
Художник по свету: Линус Феллбом
Шведская звезда - поп-певица Анна фон Хауссвольф
40 танцоров
Камерный оркестр

Продолжительность спектакля: 97 минут, включая антракт.

Оперный театр Тель-Авива:

1 июня, четверг, 20:00
2 июня, пятница, 13:00
2 июня, пятница, 21:00 (Дополнительный спектакль)
3 июня, суббота 16:00

Заказ билетов в кассе Оперного театра по телефону 03-6927777 или в "Браво"

Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consultin

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке