Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Салат

А
А

Правда ли, что без применения солнцезащитного крема во время полета можно получить повышенную дозу УФ-излучения?

Распространено мнение, что без солнцезащитных средств человеческая кожа во время полета подвергается вредному воздействию лучей даже через иллюминатор. Мы решили проверить, правда ли это.

Анна Яцкина
06.06.2023
Источник:Проверено
Фото: ShutterStock

Об опасности полетов на самолете без использования солнцезащитных кремов и других средств пишут сайты, посвященные путешествиям. Можно найти такую информацию на развлекательных порталах и ресурсах о красоте и здоровом образе жизни. Делятся советами на эту тему и пользователи блог-платформ.

Интенсивность ультрафиолетового излучения на высоте, на которой обычно летят пассажирские лайнеры, действительно сильнее, чем та, которой человек подвергается на земле. Это связано с тем, что чем выше человек поднимается над поверхностью планеты, тем более тонкий слой атмосферы его защищает - с каждой тысячей метров над уровнем моря интенсивность излучения увеличивается примерно на 10%. Говоря об опасном для человека ультрафиолетовом излучении, обычно имеют в виду два его типа: UVA и UVB. При этом почти 100% излучения UVB успешно блокируется обычным стеклом, поэтому в салоне самолета эти лучи точно не страшны. А вот UVA действительно может проникать внутрь салона.

В 2015 году международная группа ученых провела метаанализ имевшихся на тот момент медицинских данных и пришла к выводу, что пилоты и бортпроводники вдвое чаще представителей других профессий болеют меланомой - одним из самых опасных видов рака кожи, к которому может привести чрезмерное воздействие ультрафиолета. Отметим, что данные, использованные в исследовании, никак нельзя назвать современными: одна из медицинских баз данных, которая применялась в исследовании, ведется с 1823 года. Разумеется, в XIX веке еще не существовало такой профессии, как пилот гражданской авиации или бортпроводник, поэтому, судя по всему, для них были использованы более поздние данные. Однако отрасль авиации так быстро меняется и совершенствуется, что даже несколько десятилетий могли серьезно повлиять на стандарты авиационной безопасности и сделать результаты исследований нерелевантными.

Читайте также

В 2019 году ученые из Великобритании и Австралии провели еще один подобный метаанализ (но уже на основе более современных данных за 1970-1990 годы) и в целом подтвердили выводы своих коллег, хотя отметили, что большая часть данных, на которых основано исследование, также устарела.

После получения результатов первого метаанализа ученые из Калифорнийского университета (США) и Туринского университета (Италия) измерили уровень ультрафиолетового излучения, проникающего в кабину легкого турбовинтового самолета Socata TBM850 во время полета, и пришли к выводу, что человек, сидящий в кресле пилота, за 56 минут полета подвергается такому же воздействию солнечных лучей, как если бы он провел 20 минут в солярии. Причем измерения проводились в двух районах с разной солнечной экспозицией, а именно - в Неваде и Калифорнии.

Специалисты по охране здоровья членов экипажа авиакомпании Air France в 2016 году провели схожее исследование. Его объектом стали уровни солнечного излучения различных типов (UVA, UVB и UVC), зафиксированные в ходе 14 полетов на популярных моделях коммерческих пассажирских лайнеров - Airbus A319, A330, A380 и Boeing 777. Во время полетов на самолетах производства Airbus не было обнаружено проникновения в салон ни одного из типов излучения. На самолетах Boeing 777 в кабине пилота зафиксировали излучение типа А, однако оно было значительно ниже, чем то, которое пилоты могли бы получить, находясь на земле, - стекло защищало от большей части излучения.

"Проверено" не удалось найти авторитетных научных исследований о влиянии ультрафиолета в полете на пассажиров. Экстраполировать на них результаты исследований, посвященных членам экипажа, не вполне корректно. Во-первых, площадь остекления в кабине во много раз превышает площадь иллюминатора в салоне, а значит, потенциальное ультрафиолетовое воздействие также может быть значительно выше. Во-вторых, пассажиры за жизнь не проводят в небе так много времени, как пилоты и бортпроводники. Кроме того, результаты исследований о повышенном риске меланомы у членов экипажа могут быть нерепрезентативны, поскольку частично основаны на устаревших данных.

Вероятно, некоторые теоретические риски негативного воздействия ультрафиолета в полете действительно есть, особенно для часто летающих пассажиров, предпочитающих сидеть возле окна. И, возможно, им действительно стоит пользоваться в полете солнцезащитными средствами. Однако "Проверено" не удалось найти рекомендации обязательно наносить солнцезащитные средства в самолете, выпущенные какими-либо авторитетными медицинскими учреждениями. А специалисты австралийского Совета по борьбе с раком утверждают: нет никаких свидетельств, что авиапассажиры могут получить солнечные ожоги, находясь на борту, поэтому и не рекомендуют использовать средства защиты.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке