Интриган притворялся преданным другом. Прекрасная и верная женщина пала жертвой. Жертвой стала любовь.
В маленьком пространстве - страсти и интриги. В театре "Маленький" - спектакль "Отелло".
Режиссер, худрук театра Михаил Теплицкий проявил свой талант в этой работе емко и смело. Пьеса великого драматурга, Уильяма всемирного Шекспира, стала в "Маленьком" краткой и стремительной. Все - лаконично. Война, господа, тут не до многословия и реверансов.
…Начинается волшебство с появления прекрасной дамы. Просто видение¸ сверкающее и завораживающее. С корабликом в высокой прическе. Будто блики зеркал на сцене, подвески хрустальной люстры рождают миф. Сказку. Быль с мистическим привкусом.
…Жил - воевал генерал. По имени Отелло. Успешен был. Знал громкие победы. Лицо его потемнело в битвах (возможно, его за это прозвали мавром, черным). Его полюбила прекрасная девушка. И, бросив отца-дожа, привычный круг, роскошную жизнь, пошла вслед за генералом. Весь мир для нее сосредоточился в нем. А он играет с ней, как с куклой. Избегает физической стороны отношений. Любит ли? Говорит, что любит. А женщинам слов всегда больше хочется, чем поступков. Ушами ведь женщины любят…
Все в этом спектакле воюют. Походные вещмешки разбрасывают. В военное время не до уюта, не до мелочной устроенности быта. В мутных зеркалах расплываются силуэты сидящих в зале зрителей. И только помпезная, роскошная люстра царит над этим суровым полем боя.
Девочка Дездемона, наивная, романтичная, влюбленная¸ рассматривает себя в зеркальной затуманенной дали… Всем здесь нечто мнится. И Отелло, легко идущему на поводу у виртуоза злодейства, и Дездемоне, которая пошла за непонятным воякой, не близким ей по духу и по сути, и Бьянке, которая думает, что Кассио будет принадлежать ей. И даже Яго: этот стратег и непроходимый циник, мнит себя центром мира и адмиралом. Хотя ничего, кроме пошлой и низкой авантюры, его злобный ум не может создать.
Яго… Этот маленький, обремененный психологическими комплексами, одурманенный ложными идеями и чудовищными притязаниями человечек пытается возвыситься. Он даже селфи с поверженным, потерявшим сознание начальником своим - Отелло - делает. И фальшиво-умильная улыбка цветет в эту минуту торжества на его круглом, почти детском личике. Тщеславный и злобный, обаятельный и подлый, он враг собственной жены…
Яго, как и Отелло, не выглядит способным внушить женщине страсть, разбудить в ней чувственность. Свою Эмилию он ненавидит - за собственную слабость. За то, что она об этой слабости знает. А Дездемона? Что ж, Дездемона недостижима, она - звезда над волнами бурного моря; и тяга к ней, вымысел- любовь его поднимают в собственных глазах. Он далеко не гений, но легко ловит в свою сеть генерала, потому что генерал изначально готов попасться в западню. Дуду Нив играет Яго отчаянно-восторженно, блестяще.
Читайте также
Отелло - каким его воплощает Гиль Франк, - грубоват, неглубок, и душа его не очень светла и мудра. Он убивает свою Дездемону - будто ломает любимую игрушку. С обидой, жестоко. Отелло - тиран. И пусть тиран будет даже отважным защитником страны, приютившей его, героем и смелым военачальником. Но он не ведает истинной справедливости и никого не уважает. Сраженный интригой Яго, он падает, его накрывает приступ судорог. Он теряет речь, его разум мутится. Актер играет эту роль на пределе сил - эмоциональных и физических, демонстрирует множество психологических оттенков. Разнообразен спектр его приемов.
Дездемона - Адас Эяль. Она в этой роли излучает любовь, готовность отдать всю себя тому, кого избрала среди всех прочих в этом жестоком мире…
Эмилия - Ксения Маркузе. Актриса строит цельный характер, ее героиня горячо и принципиально на стороне добра; только добра на ее долю, как и на долю ее хозяйки Дездемоны, выпадает очень мало…
Спектакль "Отелло" в "Маленьком" - это, если угодно, театральное высказывание в защиту женщин. Или можно еще сказать: это признание угнетенности и униженности женщин. Угнетенности вечной. Неизменной. И как прекрасна дама-пролог, величественна, царственна - так рабски угнетены, бесправны, лишены возможности быть выслушанными остальные женские персонажи.
Прекрасна, отмечена безукоризненным стилем и тонким художественным вкусом работа всей театральной команды. Торжественно-изыскан блистательный, единственный такой в нашей стране сценограф Саша Лисянский. Находчиво-оригинальна чутко воспринявшая стиль режиссуры художник по костюмам Юдит Аарон. Искусно и вдохновенно - как всегда! - отыскали суть светопартитуры Миша Чернявский и Инна Малкин.
Евгений Левитас - композитор спектакля, точно и аристократично украсил и расцветил своей музыкой происходящий на сцене трагический эпизод жизни-войны. А полководец всего этого светлого воинства, командующий шекспировской баталией режиссер Миша Теплицкий показал зрителям свое собственное прочтение великой и вечной пьесы.
Вы еще не видели? Непременно посмотрите. В бесконечном ряду трактовок для этого прочтения найдется свое, особенное, достойное место.