Может быть, мне не повезло, что я не видела этот нашумевший спектакль. Но, возможно, как раз наоборот: я могла следить за сюжетными виражами, не зная, что ждет за ближайшим поворотом. Все-таки детективы лучше смотреть, не зная заранее, что убийцей окажется садовник или любимая племянница какого-нибудь сэра Персиваля.
Но не меньше половины зрителей заполненного под завязку кинозала явно побывали на нашумевшей постановке театра "Инкубатор", родившейся в 2012 году, а некоторые - еще и не раз. Иначе как они смогли бы подпевать артистам и бурно реагировать на ситуации, которые только начинали разворачиваться на экране?
Итак, я вливалась в это действо без гнева и пристрастия, без обожания и познаний в зигзагах сюжета. Но зато с багажом сотен ранее увиденных фильмов. И это реально помогало сразу же ощутить удивительную атмосферу рэп-оперы.
С первых же кадров вспоминаются классические детективы, в которых уставшие от жизни частные сыщики не испытывают желания браться за новое дело, не сулящее особых доходов, но предсказуемо выливающееся в большую головную боль. Неухоженный и нетрезвый Джо Хальфон (Амит Ульман - артист и режиссер фильма) без энтузиазма встречает пришедшую из дождливого города красавицу Сару Беннет (актриса Мория Айконс). Она сообщает, что пропала ее сестра Наоми и просит помочь в ее поисках. В розыски очередной потеряшки, конечно, ввязываться не хочется, но красотка так убедительна, так обворожительна!
В итоге Джо за дело берется. К делу подключается и его коллега Джек Макнамара (Джимбо Джей), поднятый среди ночи с постели. В этой сцене лично меня особо впечатлил оживший телефонный аппарат. Увидите сами - поймете, почему.
Действия Джо кажутся парадоксальными и нелогичными. Какая там дедукция - сплошная интуиция, да и та какая-то странная. Но вот удается найти труп тоже очень красивой женщины, как и Сара. Антураж - трущобы, свидетели - деклассированные элементы с классно поставленными голосами. Как девушка высокого полета оказалась в таком антураже? Кто ее убил и почему?
Джеку вся эта ситуация очень не нравится. Особенно, когда становится ясно, что за гибелью юной Наоми маячит мрачная фигура криминального "хозяина города" Менаше, хотя никто его никогда не видел. Его опасаются только потому, что о нем ходит бесчисленное множество страшных историй. Инспектор Шломи Макмерфи (Алон Нойман), назвав имя Менаше, словно пытается отогнать детективов от расследования.
Куда бы ни двинулся Джо - отовсюду доносится дух этакого наследника профессора Мориарти, держащего в своих паучьих лапах всю криминальную жизнь Этого Города, не невидимого и неосязаемого.
Думаете, я продолжу пересказывать сюжет этой рэп-оперы? Так напрасно! Вы должны посмотреть ее, чтобы понять, кто на самом деле убил Наоми Беннет. Маленький спойлер: это таки был не садовник!
Израильтяне, конечно, понимают, что Этот Город - Тель-Авив. Но он одновременно узнаваем и неузнаваем. С тем же успехом этот абстрактный город может оказаться и Лондоном, и Чикаго, и Амстердамом. Ну, разве что с надписями на иврите.
Символика фильма проявляется и в изображении странных денег и газет, в антураже помещений, в кордебалете ослепительных блондинок а-ля Мэрилин Монро, в запоминающихся образах посетителей ночного клуба, в зеваках, пришедших к эшафоту с виселицей понаблюдать за смертной казнью… Впрочем, стоп! Забудьте, что вы только что прочитали про казнь. До этого момента надо еще дожить вместе с героями фильма.
И то, что у героев англицизированные либо имя, либо фамилия, тоже демонстрирует абстрактность сюжета.
Фильм, как и спектакль, не только вне пространства, но и вне времени. И обстановка, и одежда героев могут быть с равным успехом отнесены и к временам бутлегерства, и к пятидесятым-шестидесятым-семидесятым годам ХХ века, когда расцвела классика современного детектива, и к нашим дням. Эта эклектика только усиливает колорит киноленты.
Все время у меня возникали ассоциации с уже увиденными фильмами, на которые "Этот Город" вовсе не похож, но с которыми то и дело перекликается. Вдруг вспоминаются сериалы "Твин-Пикс" и "Детективное агентство "Лунный свет", картины "Дик Трейси" (которого в какой-то момент вспоминает Джо) и "Багси Мэлоун" (да-да, эта пародия с детьми в роли гангстеров - тоже). Приходят на ум рок-оперы "Иисус Христос - суперзвезда" и "Эвита".
Доселе мне не доводилось слышать рэп на иврите. Была приятно удивлена тем, насколько ложится возрожденный еврейский язык на этот стиль. Музыка оригинальная и запоминающаяся, пятнадцать песен, которые звучат на протяжении фильма, написали композиторы Омер Мор, Омер Эврон и Амит Ульман (да-да, тот же самый исполнитель главной роли и главреж). Все смотрится и слушается на одном дыхании!
Амит Ульман, будучи театральным режиссером, показал себя мастером и в экранной версии созданного им и его командой спектакля. В этом отношении я позволила бы себе сравнение Амита со скорее всего неведомыми ему советскими режиссерами Марком Захаровым и Михаилом Козаковым, которые смогли сделать театральность действа очень даже кинематографичной.
Порадовала и операторская работа Миши Плетинского. "Этот Город" - первый полнометражный фильм, в котором он выступает в качестве главного оператора. И кинокритики с приятным удивлением отметили, насколько профессиональна и оригинальна работа оператора. Кроме того, на него легли работа по графике киноленты, а также создание постеров.
В этом фильме снялись популярные израильские рэперы Туна, Пелед, Равид Плотник, Эко и Тедрос. Поклонникам этого жанра их имена говорят о многом.
Еще один важный момент: израильские фонды, участвующие в финансировании фильмов, с недоверием отнеслись к картине, не укладывающейся в их закостенелые представления о "правильном" кино. В связи с этим перед съемками команда обратилась к поклонникам спектакля с призывом помочь в финансировании фильма. Откликнулось 1340 человек. Краудфандинг принес солидную сумму, конечно же, сыгравшую свою роль в съемочном процессе. Ни один фильм ранее не собирал столько денег на израильский краудфандинговом сайте Headstart.
А теперь предоставим слово Амиту Ульману:
- Язык - самая мощная сила в мире. Он создает и разрушает миры, и власть находится в руках тех, кто озвучивает мысли, а не обязательно тех, кто предпочитает делать. В «Этом Городе» я хотел создать мир, в котором подчеркивается мощь языка. Таким образом, сила персонажей в городе измеряется в основном их словесными способностями, драка двух персонажей превращается в баттл-рэп, где важно, не кто прав, а у кого лучше владение словом и кто виртуознее в музыке.
Жанр хип-хопа идеально подходит к святому языку. Рэп - это стиль четкого выбора слов и способа их произнесения. Вот почему все персонажи мира этого города - рэперы. Они остроумны, жестки, нахальны и умеют ценить все эти качества в других. Акцент на языке и использование рэпа - вот что делает фильм соответствующим моим взглядам на этот жанр. Именно это отличает "Этот Город" от других детективных историй.
Как и многие классические сыщики, Джо одинок, жесток и озлоблен. В отличие от других литературных и кинодетективов, Джо - поэтический сыщик, он пытается расшифровать тайны из самого языка, а не обязательно из фактов, стоящих перед ним. Джо находится в постоянной борьбе с реальностью, ведь его реальность - это Город, который отнюдь не романтичен. Город - тот самый отрицательный персонаж, с которым борется Джо и которому он проигрывает.
Поведал Амит и о причинах, побудивших его экранизировать нашумевший спектакль:
- "Этот Город" начинался как рэп-опера в театре, который я создал в соавторстве с двумя моими друзьями - Джимбо Джеем и Ициком Пцацати. Спектакль к моменту начала съемок около десяти лет шел по стране и миру, и с первых дней я мечтал снять его киноверсию. Театральное шоу имеет свое очарование и преимущества, но только в киноверсии я мог рассказать историю целиком, со всеми подробностями, которые я попытался передать, со строгим кастингом для каждого персонажа и с бОльшим контролем над дизайном драмы, соответствующим моим воззрениям.
Уже в ходе спектаклей, как актер, стоящий на сцене и проживающий сюжет, я старался представить, как разные моменты будут смотреться на экране, обдумывал, что следует подчеркнуть особо.
Переход к кино приносит с собой некоторые проблемы. Например - как изобразить город? Как с помощью имеющихся у нас средств снять город, не похожий на современный израильский, а создать новый мир. Темный мир, вдохновленный фильмами в стиле нуар, с одной стороны, и культурой хип-хопа, с другой. Например, мы выбрали костюмы и интерьер, соответствующие классическим детективным фильмам, а также малосимпатичные локации, изобилующие граффити, - явный признак хип-хоп культуры. В различной графике, которую мы создали для фильма, мы также хотели создать уникальный мир, в котором есть и то, и другое - например, городские афиши выполнены в стиле ар-деко, а на них - портреты известных рэперов из Израиля и мира.
* * *
Вспоминается вопрос из "Твин-Пикса": кто убил Лору Палмер?
И мы тоже спросим: кто же убил Наоми Беннет?
Она сама, ожив на мгновение, называет имя убийцы (или заказчика убийства):
"Менаше!"
Но кто он же этот злодей Менаше?
Ответ на этот вопрос вы получите, посмотрев фильм.
Кстати, для себя я решила, что, "переварив" увиденное, через пару недель снова пойду в кинотеатр - чтобы больше внимания уделить деталям, особенностям съемки, монологам и диалогам, песням, образам и т.д. И чтобы воспринять эту городскую легенду во всей полноте ее прелести.
Режиссер: Амит Ульман
Продюсеры: Хагай Арад, Аарон Пеэр, Элад Пелег, Эрик Эшет, Майя Эшет, Надав Тамир
Сценарий: Амит Ульман, Омер Эврон (Джимбо Джей), Омер Мор (Ицик Пцацати)
Монтаж: Эяль Сиби
Музыка: Омер Мор (музыкальный продюсер), Амит Ульман, Омер Эврон
Оператор: Миша Плетинский
Производственная компания "Дарома хафакот" и театр "Инкубатор"
Дистрибьюторская компания "Дарома афакот"
Премьера состоялась 6 июля 2023 г.
Продолжительность показа 80 минут
Язык фильма - иврит.
Жанр - детективная рэп-опера