Zahav.СалатZahav.ru

Вторник
Тель-Авив
+27+18
Иерусалим
+26+18

Салат

А
А

Дон-Кихоты из Иерусалима

Балет и Иерусалим - тема непростая. И ее можно исследовать и раскрывать долго и в самых неожиданных ракурсах и аспектах.

22.07.2023
Фото: Мор Пелег

…Они кружатся, летают, движением рассказывают об очень важных и вполне жизненных вещах. Балетом ведь можно рассказать обо всем на свете. Хотя все равно: балет - это иная планета. Здесь все иное и особенное: жесты, страсти, войны, способы доказать свою правоту…

Иерусалим - строгий, не сентиментальный город. Когда-нибудь, - не сегодня, не сейчас, - мудрый и квалифицированный альтруист напишет исследование о том, каково место искусства именно в Иерусалиме. Как искусство связано с психологией и драматичной историей именно этого святого и грозного, противоречивого и светоносного города-мира.

Балет и Иерусалим - тема непростая. И ее можно исследовать и раскрывать долго и в самых неожиданных ракурсах и аспектах. Балет на пуантах, классический балет в израильском искусстве - словно пасынок, не слишком желанный и понятный приемыш. Танец, говорящий на особом, специфическом языке красоты и грации, воплощающий непостижимые и великолепные нюансы в движениях тела, - в Израиле живет трудно. С болью существует. Эфемерное, классическое, "сильфидное" подчас тает на безжалостном солнце.

Балет в Иерусалиме навсегда связан с именем великой балерины, стойкой и мужественной Нины Тимофеевой. Ее судьба в этой стране, где никогда не почитали непонятное массам совершенство, складывалась драматично. В Израиле было не принято носить артистов балета на руках; и все предложения создать балетные школы и ансамбли воспринимались власть имущими как шокирующие и экзотические. И все же сегодня понимающие зрители чувствуют гордость и восхищение, когда на сцену выходят артисты Иерусалимского ансамбля балета имени Нины Тимофеевой. Благодарные зрители с наслаждением смотрят спектакли и концерты с участием грациозных воспитанников продолжательницы труда и озаренного светом дара Нины Владимировны Тимофеевой - ее талантливой дочери Нади. И приходит понимание того, что серьезный труд и несгибаемая воля способны изменить мир. А красота и гармония - истинная, эталонная, классическая - могут внести в него важнейшую частицу справедливости и счастья.

Фото: Мор Пелег

Поездка в Иерусалим на балет - для меня особое событие. Предчувствие праздника. Поездка-награда. Будто ожидание шампанского и фейерверка над бирюзовым озером. Или словно завораживающей красоты чудесная страна, радостно открывающаяся за бортом самолета. Или как букеты белых роз в сияющем бальном зале. Я знала, что будет "Дон Кихот" Минкуса в исполнении птенцов - учащихся балетной школы, и взрослых лебедей - артистов ансамбля. Композитор Людвиг Минкус с его огненной, танцевальной природой музыки дарит мне только оптимистические ожидания. И вот - Иерусалимский театр, зал "Шаровер".

Партия Дон Кихота в любимом балете - как правило, символическая. Во многих постановках этот образ трактуется не как реальный человек, а скорее как эмблема. Как роль для актера миманса, который не танцует - если не считать его курьезной схватки с крыльями мельницы. Но в этом спектакле-параде Дон Кихот - Михаил Боцок - проявил себя как яркий и техничный танцовщик. Он не статуя, не просто соединительное звено между танцующими Базилем и Китри, цыганами, горожанами и дриадами, но подлинный и несомненный главный герой. С ним Дульсинея, его муза, его мечта, прекрасная и невесомая. Маайян Фишман в этой партии просто очаровательна.

В спектакле иерусалимцев возник совершенно непривычный Санчо Панса. Это не карикатурный обжора и лентяй, а изящный, умненький мальчишка. Анаэль Затейкин в этой роли обаятельна, точна и артистична.

Партию Китри, - темпераментную и фееричную дочку трактирщика, которая не желает покориться воле отца, - танцуют две балерины: Халель Звили в первом действии, Ноа Леви во втором. Они очень разные, эти красавицы-испанки. Ослепительная и ребячливая, азартная Китри-Халель с улыбкой-фонариком - и горделивая, величественная Китри-Ноа, красавица, которая уже выросла из возраста проказ и держится, как взрослая дама…

Базиль в исполнении Эреза Мильтина - юноша с юмором¸ гордый и волевой. А его вращения и прыжки - яркое украшение этого большого, многоцветного праздника. Прекрасен забавный трактирщик Лоренцо, роль которого колоритно играет и танцует Александр Шевцов.

Купидоны, дриады, тореро, цыгане, горожане - весь этот разнохарактерный и разнообразный люд представлен в спектакле весело и щедро. И все участники одеты в такие прекрасные костюмы, которые сделали бы честь самой высокой профессиональной сцене. И театральный свет все это озаряет - осмысленный, живописный.

Хореография в спектакле многосложная, в ней заметно соединение классики и новаторства с элементами педагогики. Ведь надо было показать реальные достижения и умения балетной школы, - то есть юных танцовщиков всех уровней. И при этом дать возможность блеснуть талантами взрослым артистам ансамбля. Хореографы Одед Ронен, Орин Йоханан, Мартин Шенберг, Надя Тимофеева соединили свои идеи и насущные задачи с эталонной балетной классикой Петипа и Горского. Дали возможность даже самым маленьким почувствовать себя артистами, участниками большого творческого проекта. Весь отряд педагогов - самые настоящие победители. Волшебники. Ведь классический балет в Иерусалиме - дело очень трудное. В зале царило неповторимое праздничное настроение, объединившее самых разных людей. И каждый новый, живой спектакль - маленькое чудо…

Среди публики были люди религиозные, были и светские. Но никакой разницы в градусе восторженного отношения к танцу, к солистам я не заметила. Зал цвел улыбками, тонко и внимательно отмечал каждый удачный пируэт, каждый каскад фуэте. И живо реагировал на юмор, которого в этом юном и дерзком спектакле много. Зрители смеялись от души над проделками Санчо, уловками Китри и Базиля, наивностью хозяина Лоренцо. Овации были долгими и благодарными.

Наденька Тимофеева - волшебница и герой. Пусть же ее Дон-Кихоты живут в искусстве и достигают своих прекрасных целей нам, зрителям, на радость! К гордости и славе Вечного Города - израильской столицы!

Читайте также

Фото: Мор Пелег
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке