Дамы и господа!
- А что это за удивительная музыка, неизвестная и знакомая?
- Дюк Эллингтон.
- А кто это там в звездной полутьме сцены?
- "Night Creatures" в хореографии Элвина Эйли.
Одно из самых значительных событий нынешнего насыщенного балетно-танцевального года. Первый вечер шедевров. Это не фигура речи, а реальность, от которой меня, пишущего эти строки по пути домой, трясет.
Звезды на сцене, звезды в зрительских глазах. Они отражаются в нас.
Никогда не слышавший Дюка не поймет.
Никогда не ощутивший кошачью грацию черного движения не оценит.
И все равно пропадет от невероятного этого, какого-то потустороннего зрелища, вспорхнет под "крылышковую рукопись" танцоров. Улетит куда-то, оставаясь на месте, под невесомую беззвучную легкость прыжков.
И дальше под Эллингтоновские колокольчики и барабанчики. Где-то там. Над ними. Над нами. Сочетание классического балета с пульсирующим в крови свингом, изломы плавных движений. И захлестывает всех хлыст саксофона, а по нему взлетают танцоры к первой паузе.
Американский театр танца Элвина Эйли. Собирал в сети все, что возможно, радовался, показывал друзьям. Мечтал о личной встрече.
Многое для меня зазвучало по-новому в этом представлении.
"Cry" - знаменитое соло Эйли, посвященное всем темнокожим женщинам, особенно матерям. Хореографические фантазии по поводу еще одного великого из величайших - Джона Колтрейна. Один Cry разбит на три плача. Музыку к первому написала дочь Джона известный джазовый музыкант Алиса Колтрейн. Так и называется: "Something about John Coltrane".
Точеная красавица, солистка театра Constance Stamatiou. Черная фигура в белом и с длинным белым же, то воспаряющим, то удушающим шарфом. Танцевальный негатив.
Во второй части - "Been on Train" (Laura Niro), по созвучию отсылающей к тому же Колтрейну, есть и прямой смысл. Песня-плач о смерти от передоза, но не только о тяжелых наркотиках, а и о состоянии человека, садящегося в поезд смерти-спасения, уходящий на север. Не могу не добавить и третий смысловой оттенок. На днях посмотрели американский сериал "Подземная железная дорога" о побеге из рабства. Оцеивать достоинства и недостатки здесь не стану. Оказалось, в Америке такая дорога действительно была, но не железная, а человеческая, спасавшая беглых рабов, передавая их из рук в руки. Не мог в нас не откликнуться этот поезд здесь и сейчас.
Первый перерыв. Подружка спросила - "Зачем?" Ведь танцоры могли отдохнуть во время соло. Я просто вытер пот со лба. Отдых нужен был нам.
"The River" - хореография Элвина Эйли, музыка Дюка Эллингтона. Аллегория на темы круговорота жизни. Это первое симфоническое произведение, созданное Эллингтоном специально для театра танца Элвина Эйли.
Тела переливаются, плавятся, плывут в полусвете-полутьме. Соло, па-де-де, па-де-труа, квартеты, мужские, женские, завораживающе прекрасные. И музыка невообразимо хороша. Радость вперемежку с печалью. Среди серьезных лиц мелькают ослепительные улыбки.
Свет, цвет и музыка теребят, не дают выдохнуть. Ни танцорам, ни зрителям.
Описать это словами просто невозможно.
После второго антракта - третье отделение. Казалось, лучше уже ничего быть не может.
Но "Revelations" на музыку госпел и Rock My Soul in the Bosom of Abraham - незабываемый балет, поставленный в 1960-м году и напоминающий живые картинки к проповеди афроамериканского пастора, поражает и спустя шестьдесят с лишним лет. Танцоры театра Элвина Эйли теперь на абсолютно своей территории. Разве что дают нам подглядеть в щелочку.
Свингующая абсолютно раскрепощенная пластика и застывшие в лучах сценического солнца золотисто-коричневые фигуры.
Разговор уже не с нами, а с кем-то там наверху. Разноцветно-солнечный, с табуретками, белоснежными зонтиками, прекрасными дамами и элегантными джентльменами. Танец-молитва, иногда строгая, а временами счастливая. Но всегда прекрасная.
Revelations - Откровения - Евангелие от умопомрачительных танцоров театра танца Элвина Эйли, дамы и господа.
******
Добавлю для желающих попытаться, хотя на первом представлении был аншлаг.
Американский театр танца Элвина Эйли (AAADT)
Открытие балетного сезона в Оперном театре имени Шломо Лахата в Тель-Авиве
Среда, 20.09.2023, 20:00 программа А
Четверг, 21.09.2023, 20:00 программа Б
Пятница, 22.09.2023, 13:00 программа Б
Пятница, 22.09.2023, 21:00 программа A
Суббота, 23.09.2023, 12:00 программа А
Суббота, 23.09.2023, 18:00 программа Б
Заказ билетов в кассе Оперного театра Тель-Авива по телефону: 03-6927777 или в "Браво" (программа А) и здесь (программа Б)
Пиар-агентство: Sofia Nimelstein PR & Consulting