Zahav.СалатZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+25+20
Иерусалим
+25+15

Салат

А
А

Море холодного огня

Фильм смотрится динамично, на одном дыхании. Есть абсолютное ощущение сопричастности, личной подключенности к происходящему.

04.10.2023
Фото: снимок с экрана

…Беэр-Шева в последние годы стала наряднее, выше (панорама на въезде напоминает фильм "Конгресс" Ари Фольмана), цивилизованнее. И пустыннее. Такое ощущение, что люди в центре, на длинном проспекте Рагера, почти не бывают.

Я приехала к дочери. И в кино. На фильм "Создатель". Все это происходило со мной в странный бледный день Суккота, посреди современного осеннего города, под небесами, серо-голубыми, смятыми, как накрахмаленная и не отутюженная простыня. Под небесами, готовыми пролиться первым дождем.

В зале "Синема-сити" нас было трое: мы с дочкой и еще один зритель, которого из нашего ряда не было видно, - возвышалось только огромное ведро попкорна. Очень сильный кондиционер создавал нужную, почти инфернальную атмосферу для просмотра. Британский режиссер, продюсер и сценарист Гарет Эдвардс ("Годзилла", "Монстры", "Изгой-один" - спин-офф "Звездных войн") рассказывает о том, что (возможно… не исключено…) происходит в недалеком будущем. Через тридцать лет. Восставший искусственный интеллект атомным взрывом уничтожает Лос-Анджелес. Да и вообще бушует, громит, не останавливается ни перед чем. Я сидела в холодном зале - и холодный, всепобеждающий, грозный огонь тек в душу с экрана и страшно, и вполне актуально. Мы же знаем, что для уничтожения живого-земного не нужны монстры, искусственные мозги, шагающие роботы высотой до облаков. Люди со всяким разрушением прекрасно сами справляются…

Оператор Грег Фрейзер (он снимал "Дюну"- и за свою работу получил "Оскара") буквально ввинчивает нас в геометрию искалеченного мира, в летающие конструкции, в картины длящегося Апокалипсиса. В эпицентр пламени. Джон Дэвид Вашингтон, который играет агента Джошуа, обречен на протяжении всего экранного времени терять, сражаться, лететь вперед, попадать в ловушки. До того момента, когда за все хорошее, им совершенное, он не окажется в раю.
Сказочном. Солнечном, цветущем какой-то зелененькой осокой. И там - о, мечта каждого, или почти каждого смертного! - он обретет свою любимую Майю. Ту, которая погибла, исчезла, оставив земным драчунам- хулиганам клон нерожденной дочери. И этот клон может - когда наберется силы! - весь космос разнести в щепки. Я говорю "космос", потому что в этом будущем, в пылающей реальности Эдвардса- Фрейзера не только Земля, но уже и Луна, и другие планеты освоены, застроены - и изувечены…

Джошуа и девочка-клон (ее играет девятилетняя искренняя и милая актриса Мэделин Юна Войлс) вместе спасают то немногое¸ что еще можно пытаться спасать. Что? Остатки человечности, здравого смысла, лучик надежды на то, что пустыня еще может зацвести, ожить. Бесстрашие, верность приказу, борьба за "своих" против "чужих", борьба за свою партию имеют значение, логичны только в том случае, если цели человечны. Если в результате одни люди и их роботы не поработят других людей с их роботами. Понимаю, что звучит весьма абстрактно. Демагогия работает исправно, если ею умело пользоваться - так, что подчас черное и белое в дискуссии легко меняются местами…

В "Создателе" нет противостояния людей и роботов - и те, и другие бывают страшны. Или - наделены душой. В зависимости от того, какому богу служат. Роботы здесь разные¸ есть смешные, похожие на шагающие циркули с головами-тарелками. Или перевернутыми масленками. Кувшинчиками разными. И люди - тоже разные. Злобные винтики. Не рассуждающие солдаты. Воины с человеческим лицом.

Джошуа и девочка, которую изначально пытались превратить в смертоносное оружие, на стороне жизни. Они становятся соратниками, идут к пониманию друг друга, к островку человечности в самом жерле вулкана. В атомном тайфуне. Среди океана зла.

Читайте также

Сценарий картины, на мой, сугубо индивидуальный взгляд, выстроен лапидарно. То есть - кратко, но четко. В этой краткости теряется психологизм, нет разработки характеров, но ясно и безоговорочно читается посыл: холодный огонь разрушения уже близок. Если мы не одумаемся. Если не остановимся. А надежд на остановку пока не предвидится...

Тема стара. Но в "Создателе" заметен индивидуальный, редкий творческий жар. Фильм смотрится динамично, на одном дыхании. Есть абсолютное ощущение сопричастности, личной подключенности к происходящему. Немногословный по сценарию и вполне выразительный по природе Джон Дэвид Вашингтон играет скорее идею, посыл. Его образ - схема, персонаж сложной компьютерной игры. Творение искусственного интеллекта. Или мне так показалось, - ведь кино не может одинаково работать на всех и каждого. И ни один критик не есть истина в последней инстанции. Даже самый авторитетный и титулованный. Главное здесь - взять у произведения искусства то, что оно может дать. Толчок для воображения. Очищение посредством схожих аффектов. Новую информацию. Наслаждение красотой. Отдохновение. "Создатель" - достойный продукт современной киноиндустрии. Качественно и зрелищно сделанный. Будоражащий нервы и намекающий на актуалии. Намекающий нам на нас. Музыка Ханса Циммера украшает, усиливает, расставляет акценты, соединяет линии картины, ее катастрофы, эсхатологию, маленькие тихие эпизоды и масштабные трюки. "Создатель" - удача в своем жанре. Создатель - та тайная сила, которую мы так тщимся понять и разгадать, а в итоге просто бездумно взрываем под собой землю.

…Мы вышли из зала. Беэр-Шева была пуста. Только мчались - как чудища с желтыми и красными глазами автомобили. Потом я искала автобус, чтобы уехать домой. Совсем непросто было. Это в городе "колодца клятвы" вовсе не тривиально. Может, именно потому, что из этой красивой мистики восточного города мало кто стремится вечерами уехать…

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке