Кибуц Нир Ам в последние годы активно развивается: там работает посудная фабрика Michsaf, производят молоко, есть своя винодельня, гостиница, паб и даже музей. До границы с сектором Газа - 500 метров. Утром 7 октября террористы, проделав дыру в заборе и убив пограничников, оказались возле ограждения кибуца еще раньше, чем добрались до музыкального фестиваля в Реим. Однако Нир Ам не пострадал, единственный в округе: жители держали оборону пять часов, вплоть до прихода армии. И удалось это благодаря бдительности главы службы безопасности Нир Ама, 25-летней Инбаль Рабин-Либерман - именно она организовала оборону.
Вообще-то, Инбаль - тату-мастер: бьет клиентам пчелок и скрипичные ключи.
Она родилась и выросла в кибуце, служила в боевых частях ЦАХАЛа и училась в Школе женского лидерства. В конце прошлого года координатор военной безопасности кибуца Ами Рабин оставил свой пост - и ему на замену выбрали Инбаль. Должность эта официальная: координатор получает зарплату из бюджета Минобороны и является связующим звеном между жителями поселка, местными властями и силовиками. Ну, и в случае ЧС именно он отвечает за безопасность населения до прибытия сил ЦАХАЛа. Когда на пост избрали Инбаль, глава регионального совета Офир Либштейн гордился: "Первая женщина-координатор службы безопасности в кибуце! Все потому, что у нас равенство на всех позициях". Либштейн погиб 7 октября 2023 года от рук террористов.
В тот день ракеты со стороны Газы полетели с самого утра. Такое было не впервые, и обычно жители Нир Ама всегда просто прятались в бомбоубежищах. Но каким-то образом Инбаль поняла, что в этот раз нужно действовать по-другому: она раздала людям оружие и расставила охрану по периметру ограждения. Очевидно, террористы подбирались с разных сторон, и в них стреляли. В тот же день СМИ раздули эту историю и написали, что Инбаль чуть ли не лично убила 25 человек - на самом деле, убиты были трое террористов. Инбаль потом отказывалась давать интервью и призывала не делать из нее героя. Но факт в том, что пять часов охрана кибуца вела оборону. И после прихода армии все до одного жители были эвакуированы: их расселили в отели Тель-Авива. Мэр Тель-Авива Рон Хулдай встретил Инбаль лично и тоже назвал героиней - к ее большому смущению.
Войдут в историю и имена родителей, спасавших своих детей с оружием в руках.
Адар и Итай Бердичевски сумели уберечь от боевиков своих десятимесячных близнецов. Это было в Кфар-Азе - кибуце, в котором произошла самая ужасающая резня: супруги, действующие офицеры, отнесли малышей в мамад - укрепленную комнату, а сами вступили в бой с террористами прямо в собственном доме. Родители погибли, а малышей после 14 часов, проведенных в одиночестве, спасли - они находятся у бабушки.
Двир Карп и его подруга Став также ценой своих жизней спасли детей Двира, 10-летнюю Дарью и крошечного Лави. Дарья находилась в гостях у отца в кибуце Реим. Рано утром отец отправил ее с братом в бомбоубежище. Вооружившись топором и ножом, он встретил террористов, ранил одного из них и сам был убит. Его подруга Став тоже была убита, защищая детей. Несколько часов в ожидании спасения Дарья была на связи со своей матерью Реут Карп - та находилась в центре страны, городе Ехуд. Опасаясь привлечь внимание террористов, мать сначала успокаивала дочь, а потом просто слушала ее дыхание. Маленькая Дарья сохраняла присутствие духа все это время, еще и оберегая брата.
Совершенно невероятная история Авиталь Аладжем, которую похитили террористы ХАМАСа. Когда боевики ворвались в ее дом в кибуце Холит, она пряталась там с соседом. Мужчину убили на месте, ее же выволокли в гостиницу и заставили надеть три юбки - "для скромности". Чуть позже они принесли в дом четырехлетнего Негева и четырехмесячного малыша Эшель - детей другой жительницы кибуца Ади Виталь-Каплоун. "Затем они стали переводить меня с детьми из дома в дом - везде звучали выстрелы, растекались лужи крови, - рассказала Авиталь журналистам. - Они сжигали дома и машины. В конце концов меня с детьми подвели к забору, который окружает кибуц. В нем был пролом. Мы пролезли через него и пошли в Газу: дети, террористы и я".
Однако, по словам женщины, в тот момент, когда она уже видела перед собой дома Газы, террористы жестом остановили ее и спустили с плеч Негева. Тот постоянно кричал от боли, так как был ранен осколком в ногу. После боевики стали от них отдаляться. Осознав, что их больше не держат, женщина сделала слинг для раненого Негева и побрела с детьми обратно в кибуц. По дороге им встретилась еще одна группа террористов - они спрятались от них за песчаной горкой, и те не причинили им вреда. В итоге и Авиталь, и двое детей благополучно добрались до кибуца Холит. Мать детей тем временем по-прежнему числится в заложниках ХАМАСа.
Давид и Рахель из южного города Офаким рассказали, как террористы держали их в плену 15 часов в их собственном доме. Боевики не избивали их, но все время повторяли, что убьют: "во славу Аллаха". Однако Давид и Рахель старались сохранять спокойствие: зная, что помощь точно на подходе, они предложили террористам поесть! И те согласились на угощенье: пили кофе с печеньем и раздумывали, а не съесть ли кускус. Рахель даже перевязала руку одному из террористов, хотя все это время на нее был направлен пистолет. Когда же рядом с домом оказались израильские военные, женщина сумела жестом показать им, сколько в доме находится террористов. Среди спасателей пожилой пары был сын Давида и Рахель, полицейский Эвитар - благодаря ему военным был известен план дома. Имя Рахель уже стало нарицательным: пекарни в Иерусалиме и Тель-Авиве начали печь печенье " Рахель".
Широко разошлась и история 95-летнего израильского резервиста Эзры Ячина, который, несмотря на солидный возраст, надел форму и вернулся в армию. За последние несколько дней Эзра успел объехать все военные базы, чтобы поговорить с бойцами и поднять их боевой дух. Эзре есть что рассказать: ребенком он пережил арабские погромы в Иерусалиме, в 30-е годы был активным членом еврейской подпольной организации "Лехи", а потом участвовал в Войне за независимость Израиля. Истории своей жизни он перемежает призывами: "Ни за что не сдаваться" - безусловно, прислушаться к словам этого человека есть все основания.