Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+21+12
Иерусалим
+17+10

Салат

А
А

Судьба винтиков, или Дорогой денег

Фильм "Преступники" рассказывает о человеческой глупости, трепетности, наивности¸ о тоске по любви и свободе.

24.12.2023
Фото: кадр из фильма "Преступники"

Режиссер Родриго Морено снял фильм "Преступники". Совместное производство Аргентина, Бразилия, Чили, Люксембург. Метраж 189 минут. Три часа с хвостиком.

Что ж, вероятно океан сериалов, втягивающих в себя зрителя, покоряющих подробностями, сюжетными линиями, создающими влекущую иллюзию участия в чужой жизни, заражает.

Картина была показана в Каннах, в программе "Особый взгляд", имела успех у критиков. Где-то я прочла рассуждения о том, что недостаток динамики и протяженность истории не позволят фильму стать хитом. Лично для меня "хит" и "качественное кино" не синонимы. Скорее - наоборот. В "Преступниках" есть очарование и свежесть. Глубина и подлинный эстетизм. Рецензия - не отзыв в комментариях. Спойлеры узаконены. И я расскажу о фильме, не опасаясь злобных реплик.

…Родриго Морено - аргентинец. Обладатель многих наград за творческую деятельность, латиноамериканская знаменитость. Номинировался на "Золотого медведя" в Берлине.

Подписывайтесь на телеграм-канал zahav.ru - события в Израиле и мире

Фильм "Преступники" рассказывает о человеческой глупости, трепетности, наивности¸ о тоске по любви и свободе. Все начинается с эмблемы: утренний, слегка скошенный луч - и брюки¸ галстук и пиджак на стуле. Потом во все это облачается человек - и банковский служащий Моран (актер Даниэль Элиас) вливается в толпу, спешащую на работу. Мы так и живем. Все. Работаем, тратим заработанное - и снова работаем. Кабала. Хорошо отлаженный механизм. Монотонность. Моран находит, как ему кажется, возможность выпасть из конвейерного потока. Сбежать. Он крадет большую сумму денег в своем банке. Доверят тайну коллеге Роману (Эстебан Бильярди) - и просит сохранить деньги все то время, пока он будет сидеть в тюрьме. А сидеть он рассчитывает три года, или что-то около того. "А потом деньги разделим…" - обещает Моран.

Он высчитал, что за двадцать пять лет их банковской службы они не смогут заработать такую сумму. Да и избавление от рутины, от изматывающего ритма серой жизни его очень прельщает. Что он растолковывает и Роману. Тот с трудом соглашается. С сомнениями, без энтузиазма. Моран едет за город. Чтобы насладиться перед тюрьмой счастьем свободы. На прощание. Он едет в мир красивой природы. Туда, где легко дышится - и можно курить без опаски, не то, что в банке.

В пасторальном пейзаже его встречают щебечущая чистейшая вода реки, и сизые тропки под высокими деревьями, густая трава и далекие склоны гор. Играет с детьми в футбол. У него даже лицо меняется здесь, в раю, вдали от тоскливой отупляющей работы…

Потом он сдается полиции. В банке начинается расследование. Роман живет в страхе. Его допрашивает дотошная и несимпатичная следовательница страховой компании. Она лютует в банке - и творит расправу на всем коллективом. Кого-то увольняет. Кому-то снижает зарплату. Моран в тюрьме проходит свою голгофу. И ему очень непросто. Действие течет плавно, мерно. С внутренней, гипнотизирующей энергией. Меня оно заворожило…

Читайте также

Идет дождь в Буэнес-Айресе, плывут кварталы города за стеклами автобуса. Роман в своей комнате передает сидящему за тюремной решеткой Морану зажигалку. Так вот показано, что они оба в одном потоке мыслей. В одной путешествии. Роман едет спрятать сумку с деньгами под тот камень, который ему описал Моран. К той самой сказочной речке. На каменистый берег…

Оператор Алехо Мальо снимает особым штрихом, будто кладет мазки палитры. Краски очаровывают, прозрачные, акварельные. Сценарий написан с мудрым достоинством, с огромной нежностью и состраданием к простым, скромным людям. Никаким не бандитам, не авантюристам. Лаконичные диалоги точно и скупо рисуют героев. Их печаль, волнение, сердечную боль. Актеры очень хороши, органичны, никто не пережимает, не кокетничает.

В третьей, последней главе фильма (Родриго Морено выстраивает киноповесть в трех главах) мы видим продолжение той прощальной поездки Морана в сказку, в лес, к реке. Поездки перед тем, как он сдался полиции. Словно перелистываем книгу назад, чтобы прочесть пропущенные страницы. И удивляемся. Игре случая¸ странности сценария, который подбросила Морану и Роману судьба.

Оказывается, что на пути обоих в разные моменты оказалась одна и та де женщина. Норма (актриса Маргарита Мольфино). Черные волосы, сияние глаз, в которых свобода¸ небо, раскрепощенность. Она легко идет навстречу жизни. Умеет быть отважной. Возможно, она не слишком глубокая, но в ней живет праздник, кто, как говорит второстепенный персонаж, приучивший Морана к хорошим книгам, умеет "почувствовать реку в себе".

Судьба денег совершенно не важна. И Моран, и Роман словно открывают потайной сейф в своей душе. Тот, о котором сами не подозревали. Благодаря любви, реке, книгам? Не знаю. Счастье на них не обрушится, богатство не свалится. Социальный статус к лучшему не изменится. Но этим скромным, кротким, незаметным людям приоткрывается нечто прекрасное. Вне денег и благополучия. А так бывает? Или все же - они терпят поражение?

Очень хорошо в картине работает музыка: здесь и отголоски Пьяццоллы¸ и трепет похожего на стиль Равеля оркестрового сияния, и взвешенный, совершенный Бах, и нежная музыка-дыхание…

Звуки окружают героев, сопровождают, договаривают за них их диалоги. Существуют в картине, как свидетели и подручные. Как еще один выразительный ряд. Еще один герой…

Мир "Преступников" - мир винтиков. Которым крайне редко выпадает звездопад. Скорее - не выпадает вовсе. И все же надо жить, идти. За музыкой. За книгами, сила и значимость которых в этом фильме так фантастически глубоко показаны. За той черно-белой лошадкой, которая одна и остается Морану после всех его усилий соскочить с карусели рутины. Но хотя бы она остается… А фильм - прекрасен! Он выходит на широкий экран в Израиле в январе. Увидите на афише העבריינים - идите! Непременно! Это поистине особый взгляд.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке