Zahav.СалатZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+25+20
Иерусалим
+25+15

Салат

А
А

Бен-Гурион под дождем

В галерее Orit Vashdi открылась выставка "Phototypes". Мастер неожиданных типов фотографии, совмещения оптики и фантазии, создатель мягкого эпатажа Йоав Руда.

14.01.2024
Фото: Инна Шейхатович

Дождь плакал над пустынными сверкающими антрацитом тель-авивскими улицами, - Бен-Иегуда и несколько других все еще приговорены к пытке стройкой, железным сеткам и т.д. Я шла по гипнотически-колдовскому вечернему городу, сырому, прошитому тонкими лучиками огней. Среди теней, силуэтов деревьев. В галерее Orit Vashdi (Бен-Иегуда, 92) открылась выставка. Она получила название "Phototypes". Мастер неожиданных типов фотографии, совмещения оптики и фантазии, концепции и вызывающего цветового соло, создатель мягкого эпатажа Йоав Руда (Yoav Ruda).

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Помещение - ярко освещенное, совсем небольшое. И автор персональной выставки, скромный Йоав Руда тут же, очень в рифму с галерейным пространством. Легкий, невысокий, субтильный. В бейсболке и спортивной курточке. Он взволнован и горд.

Я пришла незадолго до назначенного официального часа открытия - и посмотрела экспозицию в покое и тишине. Потом появились люди. Из дождя и лака тротуаров возникали гости, их было все больше и больше. Они общались, обсуждали, пили на улице под навесом белое вино. Орит, хозяйка галереи, улыбалась, сияла глазами цвета густого какао. А я прошлась по выставке снова. И снова. Девятнадцать работ. И они на двух стенах, смотрят друг на друга. На третьей стене течет-плывет видео-фильм. Йоав Руда в художественной среде известен своими видео-работами. Он создает атмосферу и нужный энергетический поток на больших рок-концертах. Под его видео-арт-версию, цветовую музыку, с его ритмом зрелища в огромных залах обретают свой особый, оригинальный колорит и резонанс.

…Девятнадцать фотопортретов. Каждая работа сопровождается знаменитым высказыванием персонажа. Знаменитая фраза Давида Бен-Гуриона "У меня нет хлеба, у меня есть идея", и хлеб на фото, в котором - как в стекле, в воде - отразился чудесный мир. Эта композиция - как пролог, как вступление.

Личности, которые нам так хорошо известны, нонконформисты, мятежники, политики и люди искусства (хотя политики - тоже люди искусства, только оно у них совсем иного толка, и цели - весьма туманны, куда Энди Уорхолу до их агрессивной жажды отстоять и устоять…). Гертруда Стайн, Сальвадор Дали, Давид Авидан, Голда Меир, Жан-Мишель Баския, Моше Даян… Йона Волах, богемная и скандальная израильтянка, женщина, в которой сплелись поэзия и мистика, вызов и одиночество, взрыв и тишина. Она смотрит напряженно и зачарованно на нас с черно-белого портрета-ребуса. На мой взгляд¸ это одна из самых сильных работ выставки. Йоаву Руде удалось вместить в эту композицию всю большую и трагичную биографию поэта, поиск, провокативность, странную и глубокую душу, стоявшую на границе Вселенной и смерти… Камни, выросшие на прекрасном лице, камни, раздробившие это лицо - и раздробленные им…

Куратор выставки Варди Кахана оглядывается на текущий по стенам монолог в стиле реди-мейд. И говорит об этом: "Я знаю Йоава давно. Знаю его поиски, эксперименты. Он предложил мне выбрать для этой выставки те работы, которые мне нравятся. Я и выбрала…". Мы беседуем о том, как воспринимаются эти образы, новые имиджи знакомых персонажей.

Подписи к работам, краткие цитаты будто приоткрывают и творческую лабораторию Йоава Руды, и наше актуальное восприятие знаменитостей. Все они сошлись здесь, чтобы зрители задумались, направить нас к культурным кодам, к острому, новому взгляду на устоявшееся, вроде бы безусловное отношение к популярным личностям.

Марсель Дюшан когда-то дал эксцентричную подсказку мыслящим художникам. Тем, кто ищет истину, хочет света в конце туннеля. Честолюбивым и горделивым. Эта подсказка - дитя свободы. Реди-мейд. Нечто готовое, что было преображено, переделано, получило новую жизнь и новое значение. Так, француз Дюшан переделал банальное велосипедное колесо, столь же банальную сушилку для бутылок в нечто свое. Им самим переосмысленное.

Так же, хотя по-своему, с новым подтекстом, израильтянин Йоав Руда берет фото в Интернете - и вносит в него свое. Оптика и интеллект соединяются для живой имиджевой коллизии. Вот Герцль, его знаменитая поза, балкон, Базель. Руда добавил пузыри. И все стало интереснее. Фантазия гражданина и нашего современника о том, кто фантазировал давно, прежде. Цитата: "Рифма - это поцелуй двух идей". Так говорил Герцль. Красиво. И фоторабота хороша. Очень. Это надо видеть - энергия и выразительность в полной мере приходят только в галерее, переснятая картинка не дает такого впечатления.

Читайте также

…Дождь, темнота сгущается. Люди все подходят, среди гостей много художников, искусствоведов. Элегантная дама, улыбчивая, моложавая. Это Лиора Руда. Мама синтетического художника. Она родилась в Харькове. Прошла варшавское гетто, чудом выжила. Родила шестерых детей. Она стоит у работ сына, горделивая и прекрасная. Я понимаю: она - особая тема, отдельная. Вершина, суть, история…

Девочки кружатся, пробегают - и останавливаются. Присматриваются. Склонив головки, изучают ребусы-коллажи. Загадки. Под преображенным фото Альберта Эйнштейна читаем: "Есть две бесконечные вещи: Вселенная и глупость человеческая". Мы проходим, смотрим. Видим лица необыкновенных людей, рефлексируем. Рефлексия - одна из целей искусства…Его живая вода.

Мы в галерее. Вспоминаем. Тихо и без особого оптимизма смотрим на тьму, дождь, мир, дома пустынной улицы преобразователя иврита Элиэзера Бен-Иегуда.

Выставка "Phototypes" продлится почти до конца февраля. Она заслуживает быть увиденной и оцененной.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке