Дождь плакал над пустынными сверкающими антрацитом тель-авивскими улицами, - Бен-Иегуда и несколько других все еще приговорены к пытке стройкой, железным сеткам и т.д. Я шла по гипнотически-колдовскому вечернему городу, сырому, прошитому тонкими лучиками огней. Среди теней, силуэтов деревьев. В галерее Orit Vashdi (Бен-Иегуда, 92) открылась выставка. Она получила название "Phototypes". Мастер неожиданных типов фотографии, совмещения оптики и фантазии, концепции и вызывающего цветового соло, создатель мягкого эпатажа Йоав Руда (Yoav Ruda).
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Помещение - ярко освещенное, совсем небольшое. И автор персональной выставки, скромный Йоав Руда тут же, очень в рифму с галерейным пространством. Легкий, невысокий, субтильный. В бейсболке и спортивной курточке. Он взволнован и горд.
Я пришла незадолго до назначенного официального часа открытия - и посмотрела экспозицию в покое и тишине. Потом появились люди. Из дождя и лака тротуаров возникали гости, их было все больше и больше. Они общались, обсуждали, пили на улице под навесом белое вино. Орит, хозяйка галереи, улыбалась, сияла глазами цвета густого какао. А я прошлась по выставке снова. И снова. Девятнадцать работ. И они на двух стенах, смотрят друг на друга. На третьей стене течет-плывет видео-фильм. Йоав Руда в художественной среде известен своими видео-работами. Он создает атмосферу и нужный энергетический поток на больших рок-концертах. Под его видео-арт-версию, цветовую музыку, с его ритмом зрелища в огромных залах обретают свой особый, оригинальный колорит и резонанс.
…Девятнадцать фотопортретов. Каждая работа сопровождается знаменитым высказыванием персонажа. Знаменитая фраза Давида Бен-Гуриона "У меня нет хлеба, у меня есть идея", и хлеб на фото, в котором - как в стекле, в воде - отразился чудесный мир. Эта композиция - как пролог, как вступление.
Личности, которые нам так хорошо известны, нонконформисты, мятежники, политики и люди искусства (хотя политики - тоже люди искусства, только оно у них совсем иного толка, и цели - весьма туманны, куда Энди Уорхолу до их агрессивной жажды отстоять и устоять…). Гертруда Стайн, Сальвадор Дали, Давид Авидан, Голда Меир, Жан-Мишель Баския, Моше Даян… Йона Волах, богемная и скандальная израильтянка, женщина, в которой сплелись поэзия и мистика, вызов и одиночество, взрыв и тишина. Она смотрит напряженно и зачарованно на нас с черно-белого портрета-ребуса. На мой взгляд¸ это одна из самых сильных работ выставки. Йоаву Руде удалось вместить в эту композицию всю большую и трагичную биографию поэта, поиск, провокативность, странную и глубокую душу, стоявшую на границе Вселенной и смерти… Камни, выросшие на прекрасном лице, камни, раздробившие это лицо - и раздробленные им…
Куратор выставки Варди Кахана оглядывается на текущий по стенам монолог в стиле реди-мейд. И говорит об этом: "Я знаю Йоава давно. Знаю его поиски, эксперименты. Он предложил мне выбрать для этой выставки те работы, которые мне нравятся. Я и выбрала…". Мы беседуем о том, как воспринимаются эти образы, новые имиджи знакомых персонажей.
Подписи к работам, краткие цитаты будто приоткрывают и творческую лабораторию Йоава Руды, и наше актуальное восприятие знаменитостей. Все они сошлись здесь, чтобы зрители задумались, направить нас к культурным кодам, к острому, новому взгляду на устоявшееся, вроде бы безусловное отношение к популярным личностям.
Марсель Дюшан когда-то дал эксцентричную подсказку мыслящим художникам. Тем, кто ищет истину, хочет света в конце туннеля. Честолюбивым и горделивым. Эта подсказка - дитя свободы. Реди-мейд. Нечто готовое, что было преображено, переделано, получило новую жизнь и новое значение. Так, француз Дюшан переделал банальное велосипедное колесо, столь же банальную сушилку для бутылок в нечто свое. Им самим переосмысленное.
Так же, хотя по-своему, с новым подтекстом, израильтянин Йоав Руда берет фото в Интернете - и вносит в него свое. Оптика и интеллект соединяются для живой имиджевой коллизии. Вот Герцль, его знаменитая поза, балкон, Базель. Руда добавил пузыри. И все стало интереснее. Фантазия гражданина и нашего современника о том, кто фантазировал давно, прежде. Цитата: "Рифма - это поцелуй двух идей". Так говорил Герцль. Красиво. И фоторабота хороша. Очень. Это надо видеть - энергия и выразительность в полной мере приходят только в галерее, переснятая картинка не дает такого впечатления.
Читайте также
- Winter Dreams в Иерусалимском ботаническом саду
- Суд Парижа отменил запрет на участие Израиля в Euronaval
- APOCALYPTEA - выставка работ израильских художников в сопровождении чайной церемонии
- Благотворительная выставка-ярмарка в пользу раненых солдат ЦАХАЛа
- Только 4 октября: «Маленькие радости» Андрея Макаревича в Deli Vino
…Дождь, темнота сгущается. Люди все подходят, среди гостей много художников, искусствоведов. Элегантная дама, улыбчивая, моложавая. Это Лиора Руда. Мама синтетического художника. Она родилась в Харькове. Прошла варшавское гетто, чудом выжила. Родила шестерых детей. Она стоит у работ сына, горделивая и прекрасная. Я понимаю: она - особая тема, отдельная. Вершина, суть, история…
Девочки кружатся, пробегают - и останавливаются. Присматриваются. Склонив головки, изучают ребусы-коллажи. Загадки. Под преображенным фото Альберта Эйнштейна читаем: "Есть две бесконечные вещи: Вселенная и глупость человеческая". Мы проходим, смотрим. Видим лица необыкновенных людей, рефлексируем. Рефлексия - одна из целей искусства…Его живая вода.
Мы в галерее. Вспоминаем. Тихо и без особого оптимизма смотрим на тьму, дождь, мир, дома пустынной улицы преобразователя иврита Элиэзера Бен-Иегуда.
Выставка "Phototypes" продлится почти до конца февраля. Она заслуживает быть увиденной и оцененной.