Zahav.СалатZahav.ru

Суббота
Тель-Авив
+24+19
Иерусалим
+25+15

Салат

А
А

Прикосновение к тайне, или Мелодия оркестра времени

Петр Фоменко расскажет и покажет, как он творит, а фильм Елены Якович проторит этому рассказу дорожку в вечность. Приходите в театр "Гешер" 18 февраля.

07.02.2024
Елена Якович. Фото: личный архив

Если бы я была кинорежиссером, то сняла бы фильм в стиле Годара. Город в движущейся сизой акварели дождя; пруд перед филармоническим залом в черной февральской неподвижности. И фигура женщины у крутого поворота стены "Габимы", - высокая, стройная, идущая под зонтом. В черном, под цвет воды. Это Елена Якович. И режиссер, как раз, не я, а она. Известная и авторитетная в кругах специалистов. Мастер документального кино.

18 февраля она представит в Израиле, в театре "Гешер", свой фильм "Тише: идет репетиция". Эта картина - документ и свидетельство о творческой жизни и личности неповторимого Петра Наумовича Фоменко. Его талант и повседневный труд запечатлен в репетициях, в монологах его коллег, в отзывах близких по духу людей. Получилась уникальная по материалу и настроению стенограмма творчества, пристальный взгляд на самую захватывающую, интригующую, обычно скрытую от посторонних сторону режиссерской работы.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Репетиционный процесс сродни раскрытию тайн алхимии. Как рождается театральное зрелище? Из каких элементов, проб, поисков и наитий возникает тот живой, чудесный, пульсирующий театральный эффект, который уже уверенно вошел в историю мирового современного искусства, как явление театра Петра Фоменко?

Елена Якович подвижна и бескомпромиссна. С цепким взглядом. С волосами цвета южного жаркого заката. Она знает, чего хочет. Не позволяет собой манипулировать. Центр и главный нерв нашей с нею беседы в пейзаже дождливого кафе - фильм о Фоменко.
Елена Якович рассказывает.

- Я получила журналистское образование. Работала в "Литературной газете"… В первой ее тетрадке - если это кому-нибудь что-нибудь говорит. Я занималась литературным процессом, брала интервью у писателей. И в 1993 году я, вместе с моим коллегой Алексеем Шишовым, начала делать фильм "Прогулки с Бродским". В 1995 году этот фильм получил премию "ТЭФИ" - высшую национальную награду России в области телевизионных искусств. Тогда она вручалась в первый раз.

- И тогда из журналистики вы ушли?

- Я ушла из журналистики несколько раньше. Из журналистики печатной, газетной. Но не ушла от литературы, от писательства, потому что всегда сама пишу закадровые тексты к своим фильмам. У меня вышли уже три книги по моим фильмам. Никогда раньше я всерьез не думала про телевидение, про документальное кино, - это случайно произошло. Но фильмы были показаны на ведущих российских телевизионных каналах. А я продолжила работать с Лешей. Так все и получилось…

Приехала в Израиль я 7-го марта 2022 года. 5-го марта, в день смерти Сталина, был эфир в прайм-тайм. И показали мой фильм о Шостаковиче, где впервые вдова Шостаковича рассказывает об их жизни. И потом его повторяли. И фильм об Ахматовой тоже показывали. Теперь экспонируется моя выставка, посвященная 60-летию ссылки Бродского в Архангельскую область, в деревню Норинскую.

Читайте также

Она курит; тонкая сигарета дышит синеватым и душистым дымком. А я вспоминаю ее фильмы, эти документы нашей эпохи, в которых строгий лаконизм и историзм соединены с личной, взволнованной и искренней подачей материала. Изящный и яркий фильм, почти спектакль об Иде Рубинштейн, в котором балерина Илзе Лиепа, наша современница, рассказывает и словно сама проживает прекрасную и романтическую, похожую на драгоценный восточный ковер, жизнь необыкновенной женщины, сказочной дивы. В фильме об Анне Ахматовой ("Вечное присутствие") так много поводов для удивления и благоговения, так много важной спрессованной информации, так хороши, значительны выступающие… Впечатляет картина-сага о писателе Василии Гроссмане, о судьбе его книг и рукописей, о его хождениях по мукам, о героизме и беззаветной, тихой и интеллигентной преданности родине и любимым людям. Гроссман - не только военный писатель, но и собиратель и хранитель материалов и свидетельств о Холокосте. Галич, Сахаров, Шостакович… Выдающиеся, прекрасные люди вошли в жизнь, в творческий мир режиссера-кинодокументалиста Елены Якович. Теперь она занята работой над фильмом о вдове Солженицына, Наталии Дмитриевне.

- Но вернемся к фильму, который будет показан в "Гешере". Вы ведь не были лично знакомы с Петром Наумовичем Фоменко? Как, откуда возникла идея сделать фильм о его сокровенном, таинственном мире - о его репетициях?

- Это было так. Восьмого ноября 2021 года меня пригласили сделать творческий вечер на большой сцене его театра. Я сделала. Это длилось два с половиной часа. Я показывала фрагменты из фильмов о Бродском, Ахматовой, Гроссмане и Галиче. Вечер назывался "Вечное присутствие". Я впервые вышла на сцену этого театра. Зал был полон. Признаюсь честно, мне было очень страшно. А примерно через месяц мне позвонили из театра и предложили сделать фильм к 90-летию Петра Наумовича. Я, честно говоря, даже немножко растерялась. И спросила: "Что же нового мы сможем о нем сказать?" Они ответили: "У нас есть запись его репетиций". Я сказала: "Так это меняет дело!" У меня уже имелся некоторый опыт; я делала фильм о Юрии Любимове - "Век Любимова: репетиции мастера". И я чувствовала, понимала, как такой фильм можно осуществить. Это очень трудная задача - сделать из репетиций фильм. Потому что нужно сделать нечто созвучное сегодняшнему дню, актуальным проблемам. Помимо всего прочего, эта задача бесконечно увлекает. А тогда я как раз доделывала фильм, посвященный Шостаковичу. И я сказала: "Вот закончу - и возьмусь за эту новую работу". Записи репетиций я получила. В фильм вошли фрагменты работы Фоменко над одиннадцатью спектаклями, и интервью с одиннадцатью его коллегами, актерами…

Записи репетиций Елена Якович привезла в Израиль. Дома, в своей тель-авивской квартире, кропотливо и вдумчиво монтировала материал. Директор театра "Гешер", неукротимая и преодолевающая все препоны Лена Крейндлина, обратилась в театр Фоменко с просьбой дать разрешение на единственный показ фильма "Тише: идет репетиция" в Израиле. В зале "Гешера" - уникального инновационного театра, в котором эксперименты нескончаемы, а зал обычно полон. Творческие поиски и взлеты сделали этот театр флагманским кораблем современной израильской флотилии культуры.

В кадре - великий Мастер. И его сценический отряд. Петр Фоменко словно танцует и кружится, иные его реплики напоминают птичий клекот, но каждое его слово и каждый взмах руки актерам понятны. Они знают этот язык. Он дает им инструменты к воплощению роли и ее отправные точки. Это надо видеть. И от этого зрелища не оторвать глаз.

Елена Якович охотно представит израильским зрителям свой фильм, наверняка поделится своими находками и прозрениями и введет в мир своей кинолаборатории. Об этом она и рассказывает мне в маленьком кафе рядом с "Габимой", под плеск музыки, под звяканье стаканов и пение дождя в зимнем Тель-Авиве, Она говорит о своих трудах и днях строго, без сенсаций. Как истый журналист, понимающий, что каждое неосторожное слово можно истолковать превратно. А она этого совсем не хочет. Она была со своими фильмами на многих фестивалях. Она познала вкус успеха. И продолжает трудиться и творить.

- Как, с каким внутренним камертоном вы снимаете свое кино?

Она пожимает плечами. "Не знаю даже. Это - как стихи".

На мой вопрос, как она себя определяет, Елена Якович отвечает, не раздумывая:

- Я москвичка, человек русской культуры, еврейка.
Приходите в театр "Гешер" 18 февраля. Начало в 20.00. Экрану дано сохранить время. Зафиксировать чувство. Остановить мгновение. И крупные планы - просто чудесное изобретение - откроют для вас театральный космос, напитают и понежат воображение. Петр Фоменко расскажет и покажет, как он творит, а фильм Елены Якович проторит этому рассказу дорожку в вечность.

В вечере примет участие Юлий Ким, который споет несколько любимых песен Мастера.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке