Ролик, где русскоязычная актриса изображает заложницу, захваченную 7 октября, обсудил уже весь русскоязычный Израиль. Написали о нем и "Детали", объяснив, почему он плох и немного потеоретизировав о влиянии "авторитарного прошлого" на "толерантность к насилию" у новых репатриантов.
Некоторых читателей из числа "новеньких" такой подход обидел. И я, сам представитель "тыквенной алии", разделяю их обиду и хочу в рамках внутренней дискуссии на портале выступить адвокатом своей волны репатриации. А заодно поговорить о насилии.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
Ролик, конечно, плох и может обидеть, тут нет смысла повторяться. Но куда важнее вопрос: можно ли в свободной стране снимать плохие ролики на чувствительные темы? Можно, конечно, иначе это не будет свободная страна. Можно ли использовать такой ролик в рекламных целях? Тоже можно, просто готовьтесь, что реклама станет антирекламой.
Чего в свободной стране делать нельзя, так это требовать от целой алии из ста тысяч человек "валить из Израиля", из-за того, что двое ее представителей сняли плохой и оскорбительный ролик.
Процитирую пару постов, которые лайкали и которыми охотно делились в "Фейсбуке". "Я не понимаю, что эти люди делают в моей стране. Я не хочу с ними пересекаться нигде. Поэтому как минимум на русскоязычных "культурных мероприятиях" меня нихт. И тут я таки обобщаю. Для себя, для своего душевного здоровья. Идите лесом. "Выдадим вам 100 шекелей", наш зарубежный паспорт, о котором вы так мечтаете, только исчезните!".
Или вот: "Людоеды с Мордора начали экспансию. Скоро-скоро, буквально завтра, у нас будет дешёвая человечина, отличные банковские сервисы, латте тыквенно-лавандовое и маникюр в три ночи".
На эту тему
Мордором, для справки, после начала войны России и Украины многие называют Россию. Это мы, уехавшие из России после 24 февраля 2022 года, для них "людоеды". Мы дико их раздражаем, потому что нам очень не нравятся плохие банковские сервисы и отсутствие каких-то сортов кофе. И мы хотим, чтобы и кофе, и банки были лучше. Готов поспорить, что израильские банковские сервисы не нравятся вообще никому. Но нелюбовь к "понаехавшим" (так тоже называют нас в некоторых постах о ролике "Заложница") пересиливает нелюбовь к банкам.
Раздражает, что многие люди "Тыквенной алии" приехали с хорошим английским и конкурентными профессиями и не пошли работать на заводах и мыть туалеты, а устроились в хайтек-компании или работают дистанционно, делая квалифицированную работу за хорошую зарплату. Но как-то неудобно придираться к тому, что человек работает, поэтому множество людей выискивают любые неприятные вещи, связанные с новыми олимами и, конечно, обидный ролик - идеальный повод покритиковать нас скопом.
Почему-то мне не кажется, что в ивритоязычном сегменте такая травля в принципе была бы возможна. Недавно подростки из одного кибуца на границы с сектором Газа решили весело пошутить над соседним кибуцем, нарядились террористами и ворвались ночью в один из домов, перепугав до полусмерти хозяев. К счастью, никто не открыл огонь на поражение, ситуацией возмутились в обоих кибуцах, о ней написали журналисты. Но никому не пришло в голову экстраполировать ее на всех кибуцников или на всех израильских подростков, говоря, что они бесчувственные, неэмпатичные и толерантные к насилию.
В Ашдоде ревнители ультраортодоксального благочестия недавно осквернили граффити с жертвой 7 октября - закрасили ей лицо. До этого так же уничтожали лица похищенных девушек на плакатах в Иерусалиме и Бней-Браке. Отвратительное явление, но никто не позволяет себе из-за этого оскорбительных ремарок в адрес всего сектора харедим.
Вообще, в любом обществе есть уроды. За 9 месяцев войны были и сексуальные домогательства к эвакуированным, и оскорбление семей похищенных, и воровство вещей жертв 7 октября. И никто ни разу не заявил, что большая группа людей должна из-за этого "валить из страны".
В русскоязычном сегменте израильского интернета ненависти вообще довольно много. Откройте любые комментарии в соцсетях и обнаружите совершенно бесчеловечные высказывания в адрес израильских арабов и ультраортодоксов, "капланистов" и "бибистов", геев, русских, украинцев - да кого угодно.
Это неудивительно. Тон в таких дискуссиях задают люди, многие из которых выросли в СССР - обществе куда более авторитарном, чем путинская Россия довоенного периода. И некоторые так и сохранили в себе эту заразу, прожив в стране много лет. В разговорах с обычными израильтянами на иврите они таких высказываний не позволяют. То ли дело русские чатики.
Но пусть говорят, и тут свобода слова нужна. Мы, репатриировавшиеся из путинской России кое-что знаем об этом и можем научить. Мы знаем, как в рамках борьбы с исламским терроризмом и русским нацизмом протаскивались законы, жертвами которых стали оппозиционные политики, блогеры и журналисты. Мы знаем, к чему приводят правовые нормы о защите чувств (верующих, ветеранов, детей - не важно). Результат всегда один: несвобода, цензура, война.
"Ватики" уже предложили включить против нехорошего режиссера Тилькина, автора ролика "Заложница", пресловутую культуру отмены. Ту самую, что начиналась с борьбы с расистами и неприятными людьми, использующими служебное положение, чтобы затаскивать в постель начинающих актрис. А пришла к бойкоту звезд, не требующих покарать Израиль.
Читайте также
Один российский правозащитник объяснял мне, что правозащита всегда начинается с помощи очень неприятным людям. Ты должен защищать от пыток в тюрьме головореза-исламиста, потому что, если не сделать этого, то скоро пытать будут протестующих студентов. И надо защищать Харви Вайнштайна, если не хочешь, чтобы толпы твиттер-линчевателей не бросались на любого противника "Палестины от реки до моря".
Поэтому я за автора ролика и его право на художественное высказывание, каким бы плохим оно ни было. И за право "ватиков" называть меня выходцем из Мордора. Только пожалуйста, давайте обойдемся без травли и мордобоя.