Воскресенье

Правда ли, что одежда определенного цвета может защитить от клещей и кровососущих насекомых?

Распространено мнение, что клещей, комаров, слепней и других животных одежда одних цветов привлекает, а других - отталкивает. Мы решили выяснить, подтверждается ли это убеждение научными данными.

Таша Соколова
22.07.2024
Источник:Проверено

Подобные утверждения публикуют как СМИ, так и медицинские порталы, однако единого мнения о том, одежда какого цвета спасет человека от укуса, нет. Например, одни источники пишут, что клещей привлекает белый цвет, другие - что он (как и в целом светлые тона) их, наоборот, отпугивает. Мухи якобы охотнее летят на синий цвет и избегают желтого. Очень популярны (и разнообразны в содержании) подобные заметки о комарах: одни авторы утверждают, что этих насекомых манит одежда красного, оранжевого, черного и голубого цветов, а к зеленому, фиолетовому, синему и белому они равнодушны. Другие ресурсы сообщают, что комары избегают красного, желтого и белого, но обожают голубой и синий. В некоторых источниках утверждается, что даже слепые насекомые имеют свои цветовые предпочтения.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Укусы кровососущих не только неприятны, но и потенциально опасны. Так, комары некоторых видов способны переносить малярийных плазмодиев, вызывающих малярию. Также через укусы комаров могут передаваться бактериальные заболевания (например, туляремия), вирусные лихорадки (Западного Нила, Зика, Денге, японский энцефалит) и паразитарные инфекции (дирофиляриоз). Из-за зуда, который вызывают комариные укусы, существует риск вторичного инфицирования расчесов. Слепни, мухи и клопы могут переносить еще больше заболеваний - например, сибирскую язву, сонную болезнь, болезнь Шагаса, тиф и даже полиомиелит. Клещи способны заразить человека клещевым энцефалитом, боррелиозом и рядом других инфекций. По данным ВОЗ, от болезней, которые переносят клещи и кровососущие насекомые, ежегодно умирает более 700 000 человек.

В 2022 году ученые из Вашингтонского университета опубликовали статью, в которой рассказали о результатах исследования цветовых предпочтений комаров вида Aedes aegypti (кусака желтолихорадочный). Голодных насекомых поместили в экспериментальную камеру-тоннель, на полу которой были размещены два круга: белый (контрольный) и меняющий цвет (стимул). Поначалу комары не проявляли никакого интереса к стимулу вне зависимости от его цвета, а исследовали в основном потолок и стены туннеля. Затем ученые впрыснули в камеру углекислый газ - насекомые ориентируются на него, чтобы найти жертву. После этого комары стали охотнее лететь к кругу-стимулу. Наиболее привлекательными цветами были красный, оранжевый, голубой и черный, наименее - зеленый, фиолетовый и синий.

Ученые признают, что до сих пор неизвестно, воспринимают ли комары цвета так же, как люди, однако они точно предпочитают волны определенной длины. Цвет человеческой кожи, независимо от ее пигментации, для комаров выглядит как длинная волна в красно-оранжевом диапазоне. Поэтому, поясняют авторы эксперимента, комары наиболее восприимчивы именно к этим оттенкам. Исследователи также проверили, поможет ли человеку маскировка, чтобы защититься от этих насекомых. Для этого один из ученых поместил свою руку (в первом случае - голую, а во втором - с надетой на нее зеленой перчаткой) в экспериментальную камеру к голодным комарам. До впрыскивания углекислого газа они в обоих случаях не интересовались рукой исследователя, а после их привлекла только голая.

Комментируя результаты исследования, энтомолог Тимоти Бест отмечает, что острота зрения у комаров невысока, поэтому при поиске пищи они больше полагаются на обоняние и теплочувствительные рецепторы, а не на цветовое восприятие. Впрочем, поскольку эти насекомые предпочитают охотиться на рассвете или на закате, они более чувствительны к темным оттенкам, а светлые их, наоборот, отталкивают. Поэтому светлая одежда может дать человеку некоторую защиту от комариных укусов. Однако, подчеркивает Бест, ученые рассмотрели только один вид комаров, а какие цвета предпочитают другие - еще предстоит выяснить.

В 2015 году американские ученые обнаружили, что комары вида Aedes aegypti проявляют больший интерес к высококонтрастным предметам. В камере-тоннеле ученые разместили на белом фоне два пятна: темное и едва различимое светло-серое, причем оба то нагревали до +37° C, то охлаждали до комнатной температуры. В камеру запустили комаров и впрыснули углекислый газ. Оказалось, что темное теплое пятно интересовало насекомых больше, чем почти неразличимое той же температуры. Однако при выборе между теплым светло-серым пятном и таким же комнатной температуры комары стремились к первому. Этот эксперимент показал, что у этих насекомых зрение хотя и участвует в выборе жертвы, однако не определяет его - даже едва различимые теплые объекты для них гораздо привлекательнее. Также ученые выяснили, что комары улавливают молекулы водяного пара (например, от испаряющегося пота), что помогает им отличить темный и нагретый солнцем, но несъедобный камень от потенциальной жертвы. Поэтому исключительно с помощью одежды определенного цвета или определенной контрастности защититься от кровососущих насекомых не получится.