Понедельник

Шимпанзе говорят по-человечески

Удивительные видеозаписи показывают, что шимпанзе говорят настоящими человеческими словами.

07.08.2024
Источник:Новая Наука

Изучив старые видеозаписи с шимпанзе, содержащимися в неволе, исследователи обнаружили, что при благоприятных условиях воспитания по крайней мере трое из них научились произносить человеческие слова, в том числе слово "мама".

Это ставит под сомнение давнее предположение о том, что у нечеловеческих приматов нет нейронных цепей, необходимых для речи, поскольку они развивались иначе, чем мы.

Вокальное обучение (способность к освоению новых вокализаций) обычно считается ключом к эволюции языка у людей. Это позволяет предположить, что язык - эволюционная черта, характерная только для человека.

Однако исследования показывают, что нечеловеческие приматы также могут обучаться использованию голоса, то есть воспроизводить уже существующие звуки. В некоторых исследованиях, например, сообщалось, что человекообразные обезьяны выучили такие человеческие слова, как "чашка" и "мама".

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Также было высказано предположение, что некоторые виды обезьян более склонны к разговору, чем другие.

Однако эти результаты, как правило, были получены либо косвенным путем, либо с помощью примитивных экспериментальных протоколов. В отсутствие прямого анализа и соответствующих экспериментов было принято считать, что ни один нечеловеческий примат никогда не учился издавать звуки, напоминающие человеческие слова.

Несмотря на многочисленные попытки обучения, даже шимпанзе, выросшие в человеческих домах, никогда не были замечены (с научной точки зрения) в воспроизведении человеческих слов. Это привело к преобладанию гипотезы о том, что у человекообразных обезьян отсутствуют ключевые нейронные цепи для добровольного моторного контроля голоса и артикуляционных органов (языка, челюстей, голосовых связок и т. д.).

Исследователи даже предположили, что это различие кроется в физиологии горла у нечеловекообразных приматов. Следовательно, исследователи предполагали, что язык появился у людей, когда мы разошлись с человекообразными обезьянами.

Однако новый анализ, проведенный командой из Королевского технологического института в Стокгольме (Швеция), ставит эту гипотезу под сомнение.

В частности, результаты свидетельствуют о том, что человекообразные обезьяны, такие как шимпанзе (Pan troglodytes), обладают необходимым контролем над своими артикуляционными органами, чтобы производить двусложные звуки, похожие на человеческие слова.

Вокальные способности долгое время недооценивались

Среди первых слов, появляющихся у человеческих младенцев, - "мама". Общий для всех человеческих языков звук "м" - один из первых, который произносят младенцы. Это позволяет им легко создавать слоги со звуком "м". С эволюционной точки зрения предполагается, что эти первые вокализации происходят от поведения колебания нижней челюсти, естественно наблюдаемого у большинства приматов.

С другой стороны, колебательные движения челюстей и голосообразование (резонанс, возникающий в результате вибрации голосовых связок при артикуляции) естественным образом наблюдаются у большинства млекопитающих с рождения. Однако люди используют их уникальным образом, формируя четкие, хорошо выраженные слоги с раннего детства. Авторы нового исследования предположили, что если способность к формированию таких слогов присутствует у нечеловеческих приматов, то это отнесет происхождение языка к более позднему этапу эволюции, чем считалось ранее.

Чтобы проверить свою гипотезу, специалисты использовали передовые методы фонетического анализа для оценки старых видеозаписей двух шимпанзе, выращенных в неволе, которые, как оказалось, произносили человеческие слова. Звуки также оценивались людьми, которые не знали о происхождении записей.

Один из шимпанзе по кличке Джонни появился на видео, записанном в заповеднике приматов Suncoast в Палм-Харборе, штат Флорида, и умер в 2007 году. На видео шимпанзе четко и четырежды произносит слово "мама", когда его просит об этом воспитатель, что может означать, что это слово было выучено по подражанию.

С другой стороны, Джонни называл всех "мамой", похоже, зная, что это слово принесет ему все, что он захочет, если только это будет частью его рациона.

Исследователи пришли к выводу, что это слово было усвоено в процессе обучения с подкреплением.

Рената, второй шимпанзе, была показана в фильме "А теперь послушайте! Итальянцы открыли говорящего шимпанзе", вышедшем в 1962 году в рамках серии Universal Studios "Универсальная кинохроника".

Как и Джонни, примат произносил слово "мама" в ответ на сигнал хозяина (постукивание по подбородку), что также соответствует обучению с подкреплением.

В предыдущем исследовании тех же ученых также приводилась аудиозапись шимпанзе из телефильма 1960-х годов, на которой она произносила слова "папа" и "чашка".

В целом эти результаты говорят о том, что "в отсутствие прямых данных, основанных на изучении, вокальные способности человекообразных обезьян были недооценены", - утверждают исследователи в своей работе, опубликованной в журнале Scientific Reports.

"Гипотетического [эволюционного] недостающего звена, не позволяющего шимпанзе достичь добровольного соединения челюстей и голоса, явно не существует", - добавили они.