Zahav.СалатZahav.ru

Понедельник
Тель-Авив
+30+23
Иерусалим
+27+18

Салат

А
А

Джон Стейнбек "Золотая чаша"

Он - мастер тяжелой эмоциональности, грустной реальности, мучительной жизни персонажей, их бессмысленности существования, из которого и слагается смысл жизни всего сущего.

20.08.2024
Фото: Getty Images / Hulton Archive

Знаете, я почти уже не верю, что "интересная" книга - цель писателя. Особенно, современного. Перечитав огромное количество книг, пришел к выводу, что сюжет книги, для пишущих, ничто по сравнению с его фабулой (событиями, фактами, мыслями, рассуждением, смыслом). За фабулу премируют, тогда как, напротив, за динамику сюжета, остроту событий, скорость развития, за "скрытую пружину" повествования, проще говоря, за "интересность" критикуют и отодвигают во второй эшелон качества.

Я перечитал огромное количество Нобелевских лауреатов, победителей Букеровских, Пулитцеровских и Гонкуровских премий… Нет, я тоже не наивный мальчик и понимаю, за что их дают, но меня, читающего всю жизнь много и желающего читать "интересное", в тех "небесных высях", где создают лауреатов и призеров, просто не учитывают.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

Я безнадежно откладываю Кутзее и Исигуро, Эдит Уортон, Арундати Рой, Марселя Пруста, Сарамаго…, краснея и стыдясь. Не идут! Ну, не идут! (Не все, конечно, но большинство, увы).

Жизнь коротка, чтобы тратить ее на не интересное. А на кубковое, призовое, премиальное? Не знаю. Кстати, не дочитать книгу - это то, что со мной не случалось почти никогда раньше. Я часто ее домучивал, читал скоростным методом, но читал! Сейчас все, перерос - откладываю!

И вот изнасиловав себя на "Американхе" Чимаманды Нгози Адичи, "Метроленде" Джулиана Барнса, "Упадке и разрушении" Ивлинга Во, я взял своего Джона Стейнбека. Тут я сделаю небольшое уточнение. И у Стейнбека есть забракованный мною роман - "Консервный ряд", и, да, Стейнбек тоже лауреат Нобелевской и Пулитцеровской премии, но… Он велик. Он - писатель калибра Льва Толстого, если бы последний был читабелен. Он - мастер тяжелой эмоциональности, грустной реальности, мучительной жизни персонажей, их бессмысленности существования, из которого и слагается смысл жизни всего сущего.

Взял я его роман - "Золотая чаша", все остальное, я, кажется уже прочел и не один раз. "Золотая чаша" - это, кстати, самый первый его роман, изданный в 1929 году, и не принесший ему ни денег, ни признания.
Жаль, что в 1929 году не было меня…

"Золотая чаша" - это то, что абсолютно не похоже на все написанное Стейнбеком позже, потому что здесь он очень напомнил мне Рафаэля Сабатини, а разве Сабатини кто-то вообще считает серьезным писателем? Но, поверьте мне, это замечательная, увлекательная, интересная литература, основанная на истории известного английского пирата 17 века Генри Моргана, ставшего, в конце концов, вице-губернатором Ямайки.

… Совсем еще юный Генри, мечтающий о славе флибустьера, покупает за свои деньги место на корабле, отплывающему в "Индии" - так в те годы назывались карибские владения колониальных держав. Попадает он в Барбадос и оказывается… Впрочем, вы же не хотите спойлер? Его не будет. Скажу только, что Золотая Чаша - это почти мифический город на Панамском перешейке, богатейший своим золотом, еще не разграбленный испанскими колонизаторами. К слову, хорошо известно, что испанцы до сих пор являются лидерами всех времен и народов в самом жесточайшем геноциде местных жителей обеих Америк. Где-то я читал, что за годы их колониальной деятельности они уничтожили около 50 млн. индейцев. Описания их жестокостей и методов усмирения, их грабежей, разорений и опустошений целых цивилизаций уже само по себе поучительно, вспоминая о об их нынешней "гуманности". Гуманности, по отношению к тем, кто сегодня действует так же первобытно-беспощадно, как действовали они, испанцы, в 17 веке.

Золотая Чаша (а это сегодняшняя Панама - столица одноименной страны) - это еще и город, где живет некая Санта-Роха ("Красная Святая"), та о которой пиратские легенды говорят, что она "прекрасна, как солнце, что она из Кордовы и жила в Париже, что она из знатного рода и скачет на могучих конях по лугу за высокой и густой живой изгородью, что сидит в седле, как мужчина, что шпага у нее в руке, словно живая, и фехтует она искуснее любого мужчины." Вы бы не отправились за океан, чтобы повстречать такую? Генри Морган, покорив Золотую Чашу, находит и ее, но покорить почти магическую красавицу ему не суждено. Ему даже казнить ее невозможно - "мужчина может избить, может подвергнуть любому насилию женщину, которая пробует с плачем убежать, но он бессилен перед ней, если она не уступает ему и только смеется" (с) - цитата из романа.

Потеряв легенду, Гери женится на земной женщине. Слишком земной.

Пожалуй, хватит. Меня и так упрекают, что я раскрываю сюжет, еще до его начала.

Советую вам прочесть очень интересную, хотя и не очень глубокую, книгу очень талантливого и очень глубокого Джека Стейнбека. Даже, несмотря на то, что он лауреат Нобелевской Премии.

Оценка 10/10

Читайте также

Фото: ShutterStock
Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке