Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+16+10
Иерусалим
+14+8

Салат

А
А

Элис Сиболд, "Почти Луна": тварь ли она или имеет право?

Все-таки, мы не так часто обращаемся к психотерапевтам, а понять мотивы убийства дочерью мать - это определенная работа мозга...

05.09.2024
Элис Сиболд. Фото: Getty Images / Leonardo Cendamo

Хелен Найтли убивает свою мать. Не спешите меня ругать за спойлер, с этого начинается роман Элис Сиболд "Почти Луна" и, если уж, автор с первых строчек раскрывает нам свой замысел, то мне то чего стесняться?

Итак, Хелен Найтли убивает свою мать, Клер, глубокую старуху, впавшую в бесконечный маразм. Убивает, а потом медленно и бесконечно мучительно пытается что-то сделать с ее телом. Описание довольно жуткое и подробное, правда, и не совсем правдоподобное, потому что Хелен-убийца не выглядит безумной, а ее дочерний похоронный ритуал по отношению к убитой матери, выглядит сплошным сумасшествием и читается не очень просто и гигиенично.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире

В конце концов, с телом все сложилось вполне приемлемо. Оно было захоронено. Или, правильнее было бы сказать, схорОнено. Правда, не в земле.

Потом Хелен звонит своему бывшему мужу, живущему на другом конце США и признается ему. Потом Хелен заезжает к своей лучшей и единственной подруге и, не застав ту дома, с внезапным удовольствием проводит несколько часов с ее 30-летним сыном. Потом Хелен возвращается домой и начинает рассуждать… Потом Хелен понимает, что она не понимает, в какую пропасть пала…

Все действие книги - сутки после убийства. За эти 24 часа Хелен невольно впутывает мужа в сеть улик, встречается с одной из их общих дочерей, признается ей, выслушивает типичный для обладателей американской пост травмы совет, типа "мама, ты хочешь поговорить об этом?", рвет все связи с уже бывшей подругой, просит ее сына "покатать" ее в его автомобиле с последующей "оплатой".

Полиция, вызванная бдительными соседями (ох уж, эти американские "участковые" соседи: все видящие, во всю бдящие, всяк судящие!), разумеется, заявляется в дом Хелен. Выхода она не видит, улики на лицо… Вернее на теле. На теле матери Хелен.

Знаете, американская литература последних лет, за редким исключением, это - тумбочная литература. Тумбочка обычно стоит в приемной у врача. В налоговом управлении. В службах социального страхования. Можно поставить ее и у своей кровати. Везде, где хочется убить время и отвлечь (не развлечь!) себя моральными дилеммами, глубиной уровня "что такое хорошо, а что такое плохо?". Разумеется, и в Америке есть писатели, не упрощающие сознание. Филип Рот, Джон Гришем, Джон Апдайк, Том Вульф…, но "прикроватных" значительно больше. Сужу, в том числе, и по тиражам.

Американский читатель, по-моему, прежде всего пациент своего психоаналитика, а потом уже потребитель литературы. Он не нуждается в неответах классической русской литературы ("кто виноват?", "что делать?", "тварь ли я дрожащая или право имею?") или в разноцветье французских альтернатив, или в солнечном юморе итальянской книге… В Америке все просто - тебе не просто понять, что с тобой произошло? Тебе не просто понять текст, того что читаешь? Тебе - к психотерапевту!

Но, поймите меня - я не пишу для американского читателя. Я пишу для вас, читающих по-русски и, поэтому, все-таки прошу обратить внимание на "Почти Луну", если вы, конечно, не сильно брезгливы. Все-таки, мы не так часто обращаемся к психотерапевтам, а понять мотивы убийства дочерью мать - это определенная работа мозга, которую мы уже натренировали в "Преступлении и наказании" или в "Воспитании чувств". Это полезная работа, потенциальная, так сказать, энергия сознания, позволяющая остаться читателем, думающим самостоятельно, а не покрытый платежами кредитной карты ответ, идущий в пользу наших психотерапевтов.

Кстати, если мы уже заговорили об Элис Сиболд. Рекомендую и первый ее роман "Счастливая", который, как утверждает писательница, во многом автобиографичен. В нем Сиболд описывает период своей жизни, когда она, будучи первокурсницей университета в городе Сиракьюз (США), была жестоко избита и изнасилована, а затем спустя несколько месяцев совершенно случайно встретила в толпе афроамериканца, в котором опознала своего насильника. Знаете, почему "счастливая"? Потому что, осталась жива, преступник был найден и понес наказание. Так ей объяснил офицер полиции, ведущий ее дело. Большинство дел такого рода оказываются "висяком", не раскрываются.

Я сказал, "преступник был найден и понес наказание"? Сказал. Но есть нюансы. Читайте!

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке