Самый жестокий фронт, самая принципиальная схватка проходит на территории, которая отделяет школу от всего прочего мира. Школьный порог - демаркационная линия. Именно в школе решается исход битвы за будущее. На широкий израильский экран вышел фильм "Учительская".
…В финале фильма учительница и ученик по имени Оскар сидят в пустом классе. Длится тяжелое молчание. Она приносит мальчику стакан воды. И они продолжают молчать. Это происходит после драмы, уродливого инцидента, когда мать этого ученика, тоже учительница, была обвинена в краже и вынужденно покинула школу. Сын был готов на все, чтобы ее защитить и оправдать. За окном класса идет дождь. Он врывается в герметичное пространство картины, поставленной Илькером Чатаком, как очищающая и освобождающая стихия, как надежда. Или все же - как насмешка?
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: zahav.ru - события в Израиле и мире
"Учительская" - так называется фильм об очень важной, драматичной, исковерканной и потерявшей в современном мире свой гуманистический и воспитательный смысл общественной институции. О школе.
Фильм "Учительская" снимался в Германии, в нем показана немецкая школа. Но у меня, когда я выходила из кинозала, осталась твердая уверенность в том, что зрители увидели некую квинтэссенцию, собирательный образ школы как таковой. И общества в целом. С его застойными, неразрешимыми проблемами. Со штормовыми колебаниями мнений и идеологических основ. С проявлениями доносительства, жестокости, волюнтаризма, ксенофобии, которыми характеризуется современный мир. Ведь все мы не раз становились свидетелями того, как то, что было вполне хорошо и приемлемо вчера, становится недопустимым и даже преступным сегодня. В числе таких общественных проблем - падение авторитета и престижа профессии учителя, нежелание современных учеников и их родителей ценить и уважать школу. И это уже, боюсь, никак и никогда не исправить.
В фильме двенадцатилетний школьник бьет учительницу по лицу, выбрасывает ее ноутбук. Требует, чтобы она публично извинилась перед его матерью за обвинение в краже. А факт кражи кажется очевидным. В этой школе постоянно идут разговоры о пропажах. Исчезают ценные вещи и деньги.
На педсовете присутствуют ученики, взрослые пытаются убедить их выдать виновных. Ученики (а режиссеру удалось снять их так, что я поверила всем диалогам, всем обрисованным характерам!) независимы, хорошо знают свои права, никакого пиетета по отношению к старшим не испытывают. Они вместе - как целый мир в миниатюре. Оскар, Лукас, Али, Хатидже… Маленькие владыки, те люди, кому придется со временем нести ответственность за нашу планету… И мне стало страшновато за эту планету, честное слово!
В картине "Учительская" зритель постоянно сталкивается с разного рода дилеммами. Вот, к примеру, главная героиня истории, Карла Новак, тайно записывает видео в учительской. На экране ноутбука возникают очертания руки, утаскивающей бумажник. Лица не видно, но можно опознать блузку, - светлую, с мелким узором… И конфликт набирает обороты.
Многие возмущены поступком Карлы. Видео может помочь выявить злоумышленника, но правильно ли, нравственно ли таким образом вести слежку? А как еще можно узнать правду?
У взрослых нет инструмента, чтобы выяснить, кто же ворует в учительской. А ученики не хотят ябедничать, не сообщают, кто занимается похищениями в классах. Они верны некоему воображаемому школьному братству - или просто боятся последующей мести… Обыск и запись скрытой камерой - плохо, но разве безнаказанность зла стала нормой?
Есть в этой картине очень злая, хотя и фрагментарная пародия на СМИ: изготавливающие школьную газету юные "журналисты" перевирают, передергивают то, что им говорит Карла Новак. А на ее вопрос, почему они это сделали, отвечают: мы написали то, что вы не хотели говорить. Все знакомо, все верно, именно так и работают искатели "скупов". Важны, интересны не позитивные новости, не поиск правды, не мораль и красота. Интересны скандалы и сплетни. Грязь и "желтизна". То, чего "не желают говорить". И потому нынешние серьезные издания и рейтинговые интернет-платформы не желают публиковать материалы про учителей и агрономов…
Илькер Чатак написал сценарий совместно с Йоханнесом Дункером. И снял по этому сценарию актуальный, острый, очень злободневный фильм. Энергичный, запоминающийся, болезненный. Он получил признание на нескольких кинофестивалях, номинировался на "Оскара" и "Гойю".
Исполнительница роли Карлы - Леони Бенеш прекрасная актриса, она выглядит неброской, будто из вынырнувшей из самой середины толщи жизни. Без гламура, без помпезности. Ее Карла не отпускает зрительское внимание; она вызывает жалость, но и сострадание, и одобрение - силой своей души и человечностью.
Оператор Юдит Кауфман лаконично и притом очень чутко фиксирует своей камерой серое замкнутое пространство, типовые школьные классы. Коллектив почти неотличимых друг от друга учителей. Каждый из них выглядит клерком, монотонно и устало выполняющим свою работу. Ни творчества, ни вдохновенья.
Как же детям полюбить учебу, как увлечься тем, что выглядит тоскливо и формально? Один из педагогов в "Учительской" иронично и горько роняет: "Как жаль, что приходится возвращаться к любимой работе!".
Звуковой фон в фильме аскетичный, жесткий. Вначале настраивается оркестр. Потом - все "внутришкольное" время - дрожит-рвется струна, будто всхлипывает и кричит одинокий контрабас. И лишь в самом конце, после молчания учительницы и ученика, неуправляемого, эгоистичного, - врывается музыка Мендельсона, увертюра "Сон в летнюю ночь", сказочная, яростная, упоительная. Оглушительно праздничная.
Кажется, что такой музыки у этого мира больше не будет. И будущего тоже не возникнет, если люди не найдут мирное, гуманное решение проблемы, не поднимут статус школы и престиж педагогов. Не сведут к какому-то разумному знаменателю войну-бойню. Не сделают выводы.
Я лично не верю, что сделают. Но - вдруг?!!