Дожди пришли, декабрь на исходе, город в субботней слюде тишины и прозрачных небес, - огромных, торжественных. Листва облепила деревья, как мокрое платье. Улицы пусты, автомобили редки. К залу "Мофет" в Ришон ле-Ционе стекаются нарядные маленькие любители театра. Израильские дети - те, кто завтра будет решать, как и зачем живет этот мир… Они оживлены, у них праздник. Праздник - важное, очень нужное слово. Праздники детям необходимы, как витамины, умные книги и хорошие учителя. Искусство - это праздник. И оно всегда "служит радости существования", - так сказал великий и очень человечный мудрец¸ драматург Александр Володин. Сегодня детский праздник называется "Золушка. Новогодний бал". И организовали, устроили его театральные люди, - те, кто служит театру для детей. Израильский ТЮЗ Шауля Тиктинера.
Многие годы этот театр показывает нашей стране сказочные спектакли. Про Снежную Королеву, Маленького Принца, про трех поросят и репку. И мой любимый спектакль - "Солнечный лучик". Весной этого года в театре, точнее - на его главной базе в Бат-Яме, случился пожар. Пожар самый настоящий, серьезный. Ущерб декорациям и костюмам оказался значительным. Руководство театра было в отчаянии. Театр будто штормовой волной отбросило в пустоту, - туда, где много лет назад все только начиналось, где еще была пустая и необжитая территория. Но труд и воля, а также преданность профессии и стремление в искусстве идти вперед - победили. ТЮЗ жив!
И вот новогодний бал Золушки! Изумительный, глубокий текст Евгения Шварца, режиссура Шауля Тиктинера, сценография Олега Фирера, музыка Миши Блехаровича - и огни новогодней елки расцвели. Зрители перенеслись в сказочное королевство. Малыши в зале замерли. А на сцене смешной и добрый (ах, какое же это важное качество для всех на земле - от дворника до канцлера) король расстраивается из-за проблем, которые нелегко решать - что в сказке, что в жизни. И король готов, ввиду несовершенства жизни, уйти в монастырь. Ленивые и глуповатые стражники, милый безвольный Лесничий. И Капрал - воплощение бездумного и рьяного служаки, у которого мозги не включены… Из подсвеченного огоньками занавеса возникают и дом, и дворец, и карета. И лестница, на которой Золушка теряет хрустальный башмачок, исполняет в этом спектакле, по режиссерскому замыслу, многие важные функции. И появление Деда Мороза - праздник ведь, что бы там разные Бабы Яги ни не говорили! - совершенно к месту.
Читайте также
Девушка Золушка (актриса Юлия Царенок) - такая искренняя и очаровательная, скромная и интеллигентная, что ей хочется подарить красивое платье и нарядные башмачки. И подмести вместо нее квартиру, чтобы девочка могла одеться нарядно и пойти на бал, где будет очень весело. Именно это и делает Фея (серьезная Лена Кохоновер). Взрослая, мудрая, сильная, она прекрасно понимает, что для успеха нужна какая-то исходная точка, какая-то начальная удача: капитал, состоятельные именитые родители или хотя бы помощь сверхъестественных сил. А когда по взмаху волшебной палочки рабочая форма Золушки превращается в великолепное лазурное платье, - зрители аплодируют. Дети получили убедительное подтверждение, что настоящие праздники, чудеса, счастье - существуют. И все волшебное, справедливое, человечное вполне может произойти. Несмотря ни на что.
Принц (Костя Чиркин) - такой вальяжный и высокий, что с первых мгновений я поверила - это настоящий принц! Кто смотрел старый советский фильм "Золушка" - с Яниной Жеймо, Алексеем Консовским, великими Эрастом Гариным и Фаиной Раневской, - тот помнит, что Принц там был слегка инфантильным, принципиально неспортивным и не уверенным в себе. Спектакль ТЮЗа идет по той же дороге: особа королевской сказочной крови, наследник престола - несколько неуклюж, далек от охоты, от поединков, и вообще от борьбы за что-нибудь. И это показалось мне верным. Принцы должны быть добрыми и благородными. Иначе это шаблонные "качки" и прожигатели жизни. В моих мечтах, как и на сцене ТЮЗа, Принц - интеллектуал и интеллигент.
Сверкают огоньки на елке, - и кажется, что в зале распространяется аромат хвои, и атмосфера становится чудесной. Руки Золушки и Принца встречаются. А Король (Шауль Тиктинер) так умеет радоваться, так скромен, внимателен, щедр, заботлив и обаятелен, что хочется жить с таким лидером и в сказочной, и в реальной стране. Запоминаются Лесничий (Игорь Мирошниченко) - подкаблучник, бедолага, трусишка; скандальные вздорные сестры (Реми Брагински и Евгения Уткин) и Мачеха (Таисия Котеничева), которая не желает признать, что ножку маленькой, а сердце справедливым не сделают никакие политические связи.
"Золушка" - сказка на все времена. Ее свет неугасим. И когда серьезные, красивые дети смотрели с восторгом на Золушку и Деда Мороза¸ когда фотографировались с ними, - я думала о преемственности чуда, о безграничности волшебства искусства. И о том, что людям всегда нужна моральная опора - для радости существования. Для остроты зрения, Для сердечного благополучия.
Спасибо, ТЮЗ! Да здравствует сказка!