Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+14+7
Иерусалим
+8+5

Салат

А
А

Что бы сказал великий папа о своем сыне?

Кто, как и зачем записывает Константина Райкина во враги государства.

Слава Тарощина
16.02.2025
Источник:Новая газета
Константин Райкин. Фото: Getty Images / Mikhail Svetlov

Пытаюсь, как могу, осмысливать реальность, но время от времени натыкаюсь на стену. Одна из самых недоступных моему пониманию субстанций - традиционные ценности в современном прочтении. С одной стороны, все слова уже сказаны еще в Библии. С другой - те костры, которые пылают вокруг этих самых ценностей сегодня, превращают их в свою противоположность.

На такие мысли навела меня беседа главного редактора журнала "Театрал" Валерия Якова с Константином Райкиным. Это самый мирный и профессиональный разговор, который только можно вообразить. Каково же было мое удивление, когда сначала "Царьград" пальнул по Райкину из тяжелых орудий, а потом подтянулись остальные. Возмущению почтенной публики не было предела: содержит за государственный счет свой театр, а на Россию клевещет. Делаю глубокий вдох. Сверяю запись разговора с многочисленными патриотическими филиппиками и тотчас понимаю тщетность подобных усилий.

Главная тема Райкина - классические традиционные ценности, которым претит глупость, рабство, темнота. Он говорил о достоинстве личности, о гуманизме, о добросовестном труде, о театре как спасении.

Главная тема "Царьграда" и прочих в трактовке Райкина - его ненависть к России. И тут меня осенило: эти параллельные прямые и не должны пересекаться. Если бы Константин Аркадьевич просто сидел за столом своего кабинета и нюхал фиалки, детище патриота - миллиардера Малофеева все равно изобразило бы его как латентного врага. А дальше по трубам, то есть по пабликам, понеслось известное вещество: шоумен Райкин, либерал, сторонник свободы творчества, подает сигналы своим дружкам-релокантам на Западе. Он и открытое письмо подписал в 2022-м против СВО, и Беркович с Петрийчук защищает, и вообще… Финал звучит приговором: что бы сказал великий папа о своем сыне?

Под рубрикой "Перемена участи" я много писала о ярких и не очень людях новой эры и новой этики. Постфевральское время поделилось как бы на два этапа. Сначала официальная и не очень пропаганда расфасовала граждан на патриотов и предателей. Сразу наступила ясность. Но чем дольше длится СВО, тем меньше остается внутренних врагов. Кого обличать будем? Механизм по перераспределению вины - один из самых надежных. Тут и случился второй этап, нынешний.

Граждан поделили на держателей истины и всех остальных: то есть тех, кто остался, но затаился и непременно потихонечку "гадит".

Таким образом, общество развилось до нынешних форм, когда "остальных" выдавливают из социума, как надоевшую зубную пасту из тюбика.

Можно ли комментировать духовный палеолит? Если можно, то только, наверное, как попытку объяснить сложные времена с помощью простых мыслей и слов, обращенных якобы к простому человеку. Так было всегда. Начиная с первых советских начальников все последующие, по меткому замечанию Пастернака, доставали слово "народ" словно из штанов по нужде. Ну зачем нужен народу такой сложный Райкин? Особенно теперь, когда стремительно меняется актуальная риторика, стилистика и даже лексика. Язык официальной пропаганды - язык триумфа. Да, кое-где порой у нас встречаются отдельные недостатки, и что с того? В таком контексте желание Райкина "дожить до перемены сюжета" представляется уже опасной крамолой.

Он человек штучный. Прозорливый. Чуковский еще совсем юного Костю называл гением. А Корней Иванович обладал ясновидением по части дара, это признавал даже Александр Блок. Истинный художник тем интересен, что плывет против течения. Но коллективная голова у творцов нового прекрасного мира устроена на особый манер. Ей не до тонкостей искусства. В подвалах ее памяти бережно хранится, опять же со времен советской империи, древний принцип: если вас интересует ваше собственное мнение, мы вам его сообщим. Руководишь государственным театром - значит, обязан присоединиться к большинству. Обязан!

Редко соглашаюсь с Соловьевым, но в одном его горячо поддерживаю. Он полагает, что нужно создать комиссию по борьбе с идиотизмом.

Заглянула в телевизор, а там у Норкина идет жаркое обсуждение: какие патриотические песни современных авторов достойны быть включены в школьную программу. Дискуссия разгорелась даже вокруг проверенного временем хита от группы "Любэ" и лично Николая Расторгуева: "Рассея, моя ты Рассея, от Волги до Енисея". Оказывается, и данный поэтический шедевр недостаточно патриотичен ввиду малого географического охвата. Лучше этой истории только та, что случилась в конце тридцатых. Когда скульптор Вера Мухина сдавала высокому начальству главный символ советской эпохи - памятник "Рабочий и колхозница", начальство насторожилось. Оно усмотрело в складках колхозной юбки профиль Троцкого. Оказывается, этот мистический профиль и сегодня живее всех живых.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке