Zahav.СалатZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+11+5
Иерусалим
+5-0

Салат

А
А

Фильм об израильской заложнице получил Серебряного медведя Берлинале

О палестино-израильском конфликте вспомнили и когда награждали фильм Брэндана Крамера "Обнимая Лиат", который был признан лучшей документальной лентой.

23.02.2025
Источник:Newsru.co.il
Брэндан Крамер. Фото: Getty Images / Larry Busacca

В Берлине завершился 75-й юбилейный кинофестиваль. На этот раз церемония награждения прошла в основном без антиизраильских выступлений. Кажется, европейские кинематографисты так напуганы приходом к власти в США Дональда Трампа, что палестино-израильский конфликт отошел на второй план. Только румынский режиссер Раду Жуде, фильм которого "Континенталь 25" получил Серебряного медведя за сценарий, призвал со сцены суд в Гааге "наказать всех кровавых убийц", явно намекая не только на президента России Владимира Путина, но и на представителей израильских властей. Это очевидно и потому, что в картине Жуде главная героиня в качестве примера собственного человеколюбия несколько раз упоминает, что переводит деньги "на Украину и Газу". Жуде также высказал надежду на то, что, несмотря на грядущие выборы в Германии, где опасаются победы праворадикальной партии "АдГ", следующий Берлинале не будет открывать фильм Лени Рифеншталь, любимой постановщицы Гитлера.

О палестино-израильском конфликте неизбежно вспомнили и когда награждали фильм Брэндана Крамера "Обнимая Лиат", который был признан лучшей документальной лентой. Выйдя на сцену, режиссер фильма сказал, что верит в возможность мирной жизни и для израильтян, и для палестинцев, и в необходимость диалога. Картина Крамера рассказывает историю борьбы семьи Бейнин-Ацили за освобождение Лиат и ее мужа Авива, захваченных в заложники террористами ХАМАСа 7 октября 2023 года. Отец Лиат, израильтянин с американским гражданством Йехуда Бейнин по решению штаба заложников отправляется в США, чтобы встретиться с американскими политиками и еврейскими общинами и попросить помощи в освобождении дочери. Его сопровождают младший сын Лиат Нета, чудом выживший 7 октября, и младшая сестра Лиат Таль, которая давно живет в Америке. Для Йехуды это не только шанс обратиться к американским властям с просьбой помочь освободить его дочь, но и возможность высказать свою непримиримую позицию в отношении израильского правительства.

Нета и Таль не разделяют подход Йехуды, понимая, что его речи отвлекают слушателей от главной цели - освобождения Лиат и Авива. Раскол внутри семьи заложников довольно точно отражает противоречивые настроения в израильском обществе. Когда Лиат освободят спустя 52 дня плена, она присоединится к отцу, несмотря на тяжелые новости - на следующий день после ее освобождения станет известно, что ее муж Авив погиб. Учитель истории и экскурсовод по мемориальному комплексу Яд Вашем, до похищения Лиат, по ее собственному признанию, не особо интересовалась жизнью в Газе. В плену ей, видимо, повезло - ее держали в семье одного из террористов, кормили и убеждали, что не причинят ей вреда. История Лиат уникальна. И те заложники, которых освобождали во время первой сделки, и те, кого отпускают сегодня, говорят о жестоком обращении, пытках, голоде, психологическом и сексуальном насилии. Тем не менее, именно история Лиат ожидаемо понравилась жюри Берлинского кинофестиваля, которое предпочло наградить "Обнимая Лиат", а не откровенно говорящий о зверствах ХАМАСа фильм израильского режиссера Тома Шуваля "Письмо Давиду". Если отвлечься от эмоциональной составляющей фильма Шуваля, даже с художественной точки зрения он гораздо сильнее картины Крамера. За 10 лет до 7 октября братья-близнецы Давид и Эйтан Кунио пришли на пробы дебютного фильма Шуваля "Юность". Познакомившись с ними, режиссер понял, что нашел своих актеров, хотя никакими актерами они на тот момент не были. Архивные съемки с кастинга, любительские видео братьев Кунио, которые снимали свою счастливую жизнь в кибуце Нир Оз, кадры из фильма "Юность", страшный рассказ Эйтана Кунио о том, как 7 октября они с женой и тремя маленькими дочками оказались запертыми в горящем доме и прощались с жизнью, невыносимое ожидание возвращения из плена Давида и его младшего брата Ариэля, рассказ жены Давида о том, как их похитили вместе с двумя трехлетними дочками-близнецами, и как Давид на ее глазах сходил в плену с ума от ужаса беспомощности, - все это перемешивается в фильме Шуваля в страшное свидетельство разрушенной жизни большой счастливой семьи Кунио. "Мы не проснемся, пока наши дети не вернутся", - говорят родители Давида и Ариэля в кадре. А Эйтан, как две капли воды похожий на брата, рассказывает, что ему невыносимо смотреть в зеркало - там он видит Давида, который по-прежнему не вернулся домой. В этой картине нет политических заявлений. Это свидетельство катастрофы, произошедшей с Израилем 7 октября и длящейся до сих пор. Несколько дней назад от освобожденных по сделке заложников семья Кунио узнала, что Давид жив. К его освобождению призывали на красной дорожке церемонии открытия Берлинале директор фестиваля Триша Таттл и немецкие актеры и режиссеры, которые держали в руках его портрет. Но жюри предпочло наградить ленту, которая никак не поможет израильским заложникам, по-прежнему остающимся в плену.

В остальном награды Берлинале распределились довольно неожиданно. Главный приз фестиваля достался картине норвежского режиссера Дага Йохана Хуегурда "Мечты" - последней части его трилогии об отношениях (первые две назывались "Секс" и "Любовь").

Дага Йохан Хеугеруд. Фото: Getty Images / Clemens Bilan

Это не особо изобретательная разговорная картина, главная героиня которой девочка-тинейджер, влюбившаяся в учительницу. Узнав об этом, ее мама и бабушка сначала страшно удивятся, а потом будут вести с девочкой долгие разговоры, помогая ей (и себе тоже) разобраться в том, что же называть любовью. "Мечты", мягко скажем, не самая сильная лента конкурса,и очень жаль, что этот приз не достался другому фильму с тем же заголовком - интересной, неожиданной и прекрасно сыгранной картине "Мечта" Мишеля Франко с Джессикой Честейн в главной роли, которую критики называли фаворитом гонки.

Гран-при Берлинале получила лента "Голубая тропа" бразильского режиссера Габриэля Маскаро - история о том, что и в пожилом возрасте стоит решиться на приключения. Славная и мастеровито сделанная картина с безусловным гуманистическим месседжем получила очень высокие оценки критиков и в итоге почетный приз жюри. Лучшим режиссером Берлинале назван китайский режиссер Мэн Хо, автор медитативного фильма "Жизнь на земле". Фильм этот рассказывает историю бедной китайской семьи, которая занимается сельским хозяйством и едва сводит концы с концами. Это очень красиво снятая лента, в которой практически нет сюжета, - мастеровитое бытописание, но не более того. Еще одна неожиданность в распределении призов - Серебряный медведь за роль второго плана актеру Эндрю Скотту, сыгравшему в ленте Ричарда Линклейтера "Голубая луна". Это безусловный бенефис Итана Хоука, трибьют знаменитому автору бродвейских мюзиклов Лоренцу Харту. Эндрю Скотт здесь появляется лишь эпизодически - ему досталась роль композитора Ричарда Роджерса, бывшего друга и соавтора Харта, который больше не хочет мириться с запоями своего партнера. Роль для Скотта настолько небольшая и не особенная, что решение жюри можно объяснить только безусловным восхищением актерским дарованием Скотта в целом. И, пожалуй, самым справедливым решением жюри Берлинале можно назвать Серебряного медведя за лучшую главную роль американской актрисе Роуз Бирн за работу в фильме Мэри Бронштейн "Если бы у меня были ноги, я бы тебя пнула". Эта напряженная психологическая драма о том, что материнство - это трудная, зачастую невыносимая несвобода, построенная почти полностью на крупных планах главной героини, которую великолепно сыграла Бирн. Пожалуй, действительно самая яркая роль конкурсной программы Берлинале этого года.

Читайте также

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке