Zahav.СалатZahav.ru

Воскресенье
Тель-Авив
+20+11
Иерусалим
+17+7

Салат

А
А

…Если вам предложили рай

В израильском театре "Бейт-Лесин" режиссер Рони Бродецки решила откликнуться на прославленный фильм, шедевр мэтра Манкевича. Она выпустила свой новый спектакль, парафраз на "Все о Еве".

08.03.2025
Фото: Йоси Цвекер

Был фильм 1950-го года - знаменитый, расхваленный критиками, алмаз в короне легендарного кинорежиссера Джозефа Манкевича - "Все о Еве". Фильм был удостоен шести премий "Оскар", а номинирован на четырнадцать! Семьдесят пять лет этой картине - а смотрится так, будто она вовсе не реплика из прошлого, не старый мех и нафталин, а совершенно современное и острое высказывание.

Бетт Дэвис и Энн Бакстер - актрисы, сыгравшие главные, блестяще написанные роли в фильме, - неповторимы и ослепительны. Джозеф Лео Манкевич вдохновился рассказом Мэри Орр "Мудрость Евы". Написал сценарий. Поставил фильм, в котором проявил себя большим мастером, приносящим дар великому, тираническому и вечно живому искусству театра. Этому сверкающему и порабощающему душу иллюзорному монстру, живущему одним сезоном и одним вечером, насыщенным, как целая жизнь…

И вот пришел год 2025-й, и в израильском театре "Бейт-Лесин" режиссер Рони Бродецки решила откликнуться на прославленный фильм, шедевр мэтра Манкевича. Она выпустила свой новый спектакль, парафраз на "Все о Еве". Драматургический вариант на иврите предложил виртуоз переделок-пересказов, искрометный Дори Парнес.

…Сначала все участники кланяются на авансцене, - и мне сразу бросается в глаза, что их костюмы, аксессуары, обувь совсем не такого уровня, как в фильме. Проще говоря, это такой себе "анти-Манкевич". Все по-израильски демократично, наспех, без изысков. Костюмы сидят плохо, топорно. Обувь… Да что я, в самом деле? Не обувью создается театр. Театр возникает даже тогда, когда расстелен коврик, и на нем стоит актер. Или даже без коврика, только лишь актер. Полагаю, коль скоро "Бейт-Лесин" вздумал именно этот материл переносить на свою сцену, неизбежны аналогии с фильмом, который стал классикой мирового кино.

Маги Азарзар играет Марго - знаменитую, эксцентричную и капризную актрису. Ей поклоняется юная, умненькая и тщеславная Ева. В этой роли выступила Сюзанна Папян. Ева проникает в мир Марго, услуживает ей, становится для нее сестрой, служанкой, врачом, адвокатом. Она кажется на все готовой ради Марго. Предугадывает ее желания и указания. Трудится без устали. Льстит, тает от умиления, трепещет перед своим кумиром. Дуэт этих див, их противостояние, их битва определяют ритм и конфликт спектакля. Марго, какой ее играет Маги Азарзар, феноменальная стерва. Резкая, бестактная, без тени эмпатии. Она выплевывает слова, как косточки ягод. Кричит на всех так безоглядно и осатанело, с такой неистовой ненавистью, будто совершает социальную революцию. Не видно было красок, глубины в сценическом рисунке, в природе роли. Все довольно ходульно. Хотя актриса искренне старается, демонстрирует темперамент, и пляшет так, как будто это ее последний танец в жизни. И поет. Вполне музыкально.

Фото: Йоси Цвекер

Сюзанна Папян воплощает тайное зерно профессии, ее формулу, которая требует полной самоотдачи. В ней нет компромиссов. Профессия тотально завладевает всей личностью, всем существом. Ева благоговейно, забыв обо всем, будто во сне, примеряет костюм звезды, королевы сцены. И склоняет голову. И весь ее облик - покорность, самоотречение. Надо быть тенью - она готова. Надо отнести наряд Марго в костюмерную или позвонить ее любовнику, чтобы поздравить - Ева не забудет это сделать. Все для того, чтобы дышать, существовать в театре. Чтобы стать ближе, стать чуть более своей в этом слепящем и дивном мире.

На предложение Марго сделаться ее помощницей, Ева отвечает словами: "Можно ли отказаться, если вам предложили рай?". Рай - это театр. Жить в театре и умереть в театре - ее, Евы, дорога. И бессовестный пошлый критик и интриган Аддисон де Витт (в этой роли Офир Вайль, воплотивший квинтэссенцию всей профессиональной братии-бранжи, которая способна как создать звезду, так и погасить ее!) использует эту хитрую, наивную, но, несомненно, талантливую девушку, чтобы самому получить выгоду.

Возникает вопрос: следует ли строго осудить Еву, которая беспринципно и жестко играет в жизни, чтобы получить право сыграть, жить на сцене? Мир таков, каков он есть. И никто (или почти никто) не достиг высот, не поступившись принципами и идеалами. Каждый год, каждый день этого мира все резче, все обреченнее показывает всем нам это. Герои спектакля театра "Бейт-Лесин" несравненно грубее, современнее, непристойнее героев фильма Манкевича. В них нет ни тени благородства, изящества. Манеры - как у торговцев на базаре. И даже, нередко, как у бандитов с большой дороги. И страшен, трагичен - хотя вроде ничего особенного не произошло! - финал, когда новая старлетка украдкой примеряет наряд примы, думая, что ее никто не видит. Только теперь эта прима - уже Ева, и она, обласканная критиками и фанатами, снискавшая популярность благодаря индустрии сплетен и эксплуатации звездности, бьется в истерике, понимая, что и ее час поражения недалек.

Читайте также

Сценограф Шани Тор вполне продуктивно использовал возможности сцены: движущиеся створки будто выпускают из закулисья, из рабочего пространства, - на сцену, в мир безоговорочной правды. Хороша и вполне уместна обстановка гримерки. Зеркала во всю стену отражают и множат истинные лица актрис, их усталость, резину улыбок, трудное единоборство со временем и гримасы лицедейства. И условность, беспредельную требовательность, бескомпромиссность профессии, которая вносит в жизнь свои законы. Сливается с жизнью.

"Все о Еве" - острый и жестокий спектакль. Актуальный. Это история о подделке истинных чувств, о правде актерской игры. О фальши и эгоизме, об извечной тяге победить, выиграть любой ценой. В мире множество таких личностей, как Ева. А вот стыда, порядочности и честности маловато. Чтобы побудить зрителей задуматься, - сделан этот спектакль. Один из многих. Не самый совершенный. И все же я советую на него пойти. Хотя бы для того, чтобы увидеть неподдельные слезы Сюзанны Папян. Очень хорошей актрисы.

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке