Римас Туминас, выдающийся режиссер, многократный лауреат российских и международных театральных премий, последние годы жизни провел в Израиле, и поставил в театре "Гешер" три спектакля: "Не смотри назад", "Анна Каренина" и "Сирано".
Сегодня эти спектакли идут не только на сцене "Гешера", но и с успехом гастролируют за рубежом. Постановка "Анна Каренина" триумфально прошла в Париже год назад, весной 2025 года состоялось турне спектакля "Не смотри назад" по Северной Америке. 25 мая спектакль "Сирано" по пьесе Эдмона Ростана зрители увидят на фестивале MITEM в Будапеште, 28 и 29 мая - в Вильнюсе, 1 июня - в Риге.
Римас Туминас родился 20 января 1952 года в Кельме, Литва. Окончил Литовскую государственную консерваторию (ныне - Литовская академия музыки и театра), а затем - режиссерский факультет ГИТИСа (1978 г.). Свой первый спектакль Январь" поставил в 1978 году в Театре драмы Литовской ССР, затем представил остановку "Мелодия для павлина" в Московском драматическом театре им. Станиславского.
Работал главным режиссером Национального драматического театра Литвы, в 1990 году основал Малый театр Вильнюса. Ставил спектакли в разных странах Европы. В 2007 году стал художественным руководителем Театра им. Евгения Вахтангова. Также работал с театром "Современник". Последние годы жил и творил в Израиле на сцене театра "Гешер". Последним спектаклем Римаса Туминаса стала постановка по пьесе Эдмона Ростана "Сирано", премьера которой состоялась зимой 2023 года.
О Римасе Туминасе, сотрудничестве с выдающимся режиссером, о его постановках, рассказала директор театра "Гешер" Лена Крейндлина.
О возвращении "Сирано" в Литву - к дому, публике и последнему обещанию Маэстро
- Для нас, артистов и всей труппы театра "Гешер", возвращение спектакля Сирано в Литву - это не просто гастроль, это неформальное паломничество. Акт любви и благодарности. Это способ исполнить волю режиссера, который всегда искал путь обратно к своему зрителю, к своей земле. Мы чувствовали, что должны довезти до конца его замысел, завершить круг.
Римас Туминас мечтал показать свою последнюю работу у себя дома, откуда все начиналось. Он говорил об этом. И когда он ушел - стало ясно: это не просто спектакль. Это прощание. И возвращение. Возвращение домой.
Почему "Сирано" - автопортрет в драматургической раме?
- Чем больше ты знаешь Туминаса, тем отчетливее ощущаешь: "Сирано" - это не просто выбранная пьеса. Это исповедь. Герой, который живет словом, страстью
и внутренней честью - он так похож на самого Туминаса. Он не любил говорить о себе напрямую, но все говорил через театр. Одинокий, ранимый, ироничный. Искренне влюбленный в искусство и неспособный просить о любви к себе. Этот спектакль - его образ в свете рампы, его письмо, написанное не чернилами, а взглядом, музыкой, паузой.
Каким он был - в работе и вне сцены?
- В работе он был точен и немногословен. Он не навязывал образ, он рождал его изнутри актера. Часто молчал. И именно в этом молчании происходила алхимия: ты начинал слышать себя, сцену, текст - по-настоящему.
Он бесконечно доверял воображению - и актерскому, и зрительскому. Его театр был построен не на буквальности, а на образе, на полутонах, на интуиции. Он знал, что зритель - не потребитель, а сотворец. "Не показывайте, дайте почувствовать" - он говорил это часто. Он умел не рассказывать, а вызывать воспоминание, ощущение, предчувствие. Он создавал пространство, где воображение зрителя начинало дышать.
А вне сцены он был веселым, живым, благородным. Он был настоящим джентльменом. Иногда - словно уже смотрел на все издалека. Он знал, что времени осталось немного. Но ни разу не жаловался. Он все еще строил театр - даже когда уходил.
Уникальность: минимализм, воображение и поэтика молчания
- Главная магия его театра - в доверии к пустоте. Там, где другой режиссер поставил бы декорацию - он ставил паузу. Где другой объяснял бы словами - он открывал пространство для тишины. Его минимализм - не от бедности, а от веры: в силу жеста, в честность взгляда, в дыхание света. Он говорил: "Меньше - значит ближе к сути".
И в этой скупости рождалась поэзия. Потому что он умел слышать - и заставлял слышать. Его сцена - как холст, на котором зритель дорисовывал сам. Это был театр воображения. Театр, в котором белая стена могла быть морем, один стул - башней, а один актер - всем человечеством.
Он верил: если дать зрителю пространство - он построит в нем целый мир.
Наследие
- Он оставил театру не стиль, а голос. Голос, который будет звучать в тех, кто учился у него слушать паузу, искать внутреннюю правду, не бояться грусти и возвышенности. Его театр - это мост между Востоком и Западом, между классикой и современностью, между актером и душой зрителя.
И теперь, когда его нет, этот мост не рушится - он становится легендой. Нам остается идти по нему - с благодарностью.