История сигнала
В 1901 году итальянский радиоинженер Гульельмо Маркони создал радиопередатчик, который мог посылать сигналы азбукой Морзе через Атлантику, позволяя кораблям поддерживать связь с другими судами и наземными станциями. Британские операторы уже использовали CQ, или "вас ищут", в качестве сигнала для оповещения всех станций. Поэтому беспроводная компания Marconi рекомендовала CQD, или "вас ищут, бедствие", в качестве аварийного сигнала.
Были и другие варианты. Так, в США обычно использовали NC, в Германии - SOE, а в Италии - SSSDDD. Но проблема во всех этих случаях заключалась в том, что они требовали коротких пауз между буквами.
Делегаты Международной радиотелеграфной конференции 1906 года предложили более простой и стандартизированный способ подачи сигнала бедствия. Буквы "S" и "O" - три точки и три тире соответственно - чрезвычайно просты и понятны без каких-либо пробелов, поэтому сигнал "SOS" можно передавать быстро и непрерывно.
Получается, буквы изначально ничего не означали. Три точки, три тире, три точки - это не аббревиатура, а последовательность кода Морзе.
Как возникло заблуждение об аббревиатуре
Сигнал CQD оставался популярным среди британцев даже после того, как другие страны приняли SOS. Когда в 1912 году затонул "Титаник", он просигналил о помощи как SOS, так и CQD. К тому времени это название уже прижилось.
Во время расследования британским правительством катастрофы "Титаника" у генерального прокурора Руфуса Айзекса почему-то сложилось впечатление, что SOS означает "Save Our Souls", то есть "спасите наши души". Так и возникло заблуждение об аббревиатуре.
Есть ли альтернативы сигналу SOS
1 февраля 1999 года решением Международной морской организации была принята голосовая автоматизированная система оповещения о бедствии - GMDSS, что расшифровывается как Global Maritime Distressand Safety System ("глобальная морская система связи при бедствии". - Прим. ред.).
Новая автоматическая система позволяет нажать кнопку даже непрофессионалу. А саму кнопку можно расположить не только в кабине радиста, но и в других местах корабля. Это оказалось намного практичнее, и с введением GMDSS сигнал SOS стали использовать реже.
В голосовой радиотелефонной связи применяется другой международный сигнал - Mayday. К нему прибегают при любых бедствиях, где есть угроза жизни: например, при крушении самолета или тонущем судне. Сигнал передается три раза подряд, чтобы его уж точно не перепутали с какой-нибудь похоже звучащей фразой.
Автором сигнала Mayday считается старший радист аэропорта Кройдон в Лондоне Фредерик Стэнли Мокфорд. Его попросили предложить сигнал бедствия, который было бы трудно перепутать с другими и который был бы легко понятен.
В 1923 году Мокфорд предложил приблизительную английскую транскрипцию французского выражения m'aidez - сокращенный вариант французской фразы venez m'aider ("помогите мне"). Выбор был обусловлен тем, что в то время самолеты из Кройдона летали в основном в парижский аэропорт Ле-Бурже. А такую фразу могли понять и французы, и англичане.
Если ситуация экстренная, но никто не погибает, используется сигнал Pan-pan, который происходит от французского panne ("поломка"). Это так называемый сигнал срочности. Он тоже применяется в голосовой радиотелефонной связи, но обозначает возникновение аварийной ситуации, при которой транспортное средство и его пассажиры подвержены опасности, однако угроза жизни отсутствует.
Выходит, что если у корабля сломался двигатель, но все живы и судно не тонет, подаем сигнал Pan-pan. Если же в судне пробоина и оно вот-вот пойдет ко дну - Mayday. Но можно использовать GMDSS, нажав на специальную кнопку. Или отправить по радиотелеграфной связи три точки, три черточки, три точки, и вас тоже поймут.
Читайте также
Консультант: Сыдып Бальдруев, историк.