Читайте также
Историк моды Александр Васильев: "Купаться в шампанском, загорать на самой длинной в мире яхте, подойти к замку и сказать: "Зин, ну что, покупаем?" - это не гламурно"
В тучные нулевые Россия неслась под знаменем гламура. Именно тогда на смену малиновым пиджакам, спутниковым телефонам и спирту Royal пришла мода на океанские яхты, мобильники Vertu и шампанское Crystal. Теперь эпоха этого самого гламура вроде как благополучно завершилась. Но по нам, по россиянам, она прошлась стальным катком. По крайней мере, в этом убежден историк моды Александр Васильев.
- Александр, неужели гламур приказал долго жить?
- Я бы сказал да. Гламур по-русски связан с эпохой первого периода правления Путина, первым десятилетием ХХI века, когда в обществе воцарилась мечта о том, что на Марсе будут яблони цвести и нас будут окружать сверхчеловеки. Именно тогда накрепко сложились образы: гламурный мужчина, которому уже сильно за 40, посещает спортзал, принимает целую батарею витаминов, занимается парусным спортом, велогонками, одевается в модные костюмы от "Бриони", носит эксклюзивную обувь, душится одеколоном "Балдессарини". Он, конечно, богат. У него нет никаких проблем, кроме проблем с бывшими женами и детьми. Он скитается между Монте-Карло, Сардинией и Тюменью, где у него офис, и изредка залетает в Москву для того, чтобы пообедать в новом гламурном ресторане в окружении хорошеньких мисс различных регионов России.
- С теми, что все из себя гламурные?
- Они стараются такими быть. Гламурная женщина, как это понимают в России, нигде не работает и особенно нигде не училась. Правда, она обладает миллионом всяких способностей. Она и дизайнер одежды, потому что папа ей купил дом моды или муж проплатил показы в Париже. Она и писательница детективов, потому что литературные рабы сделают за нее всю работу. Она и декоратор интерьеров, потому что Леша и Серега выполнят за нее чертежи, а она лишь скажет, как красиво поставить подсвечник. При этом она еще и психотерапевт, потому что у нее есть диплом венской психотерапевтической школы, где она училась целую неделю, а по правде - в основном пила кофе, потому что по-немецки ни бум-бум. Но это еще не все. У нее есть куча других способностей. Она прошла курсы сомелье и великолепно разбирается в марочных винах Франции, Италии и Испании. Гламурная красавица обладает безупречными физическими данными. Ее лицо немножко напоминает увеличенную куклу Барби. Ее губы крупнее, чем у карпа, глаза больше, чем у мопса, а нос - просто загляденье. У нее наращенные светлые волосы, наращенные ногти. У нее высокие каблуки - конечно, с непременным атрибутом в виде ярко-красной подошвы. У гламурной девочки есть целая батарея сумок определенных марок. И вернейший друг - маленький тойтерьер.
Важная деталь. У гламурной женщины нулевых много подруг, но вместе с тем они являются и злейшими ее недругами. Потому что они точно так же гламурны, как и она сама, обладают всеми вышеперечисленными талантами, и у них та же самая страсть - сесть на хвост к тюменскому олигарху, который должен их содержать если не до конца жизни, то хотя бы до совершеннолетия их детей. Эти прекрасные дивы, как правило, говорят с ярко выраженным провинциальным акцентом. На вопрос, откуда вы родом, они всегда отвечают одно и то же: "Я - с Москвы". А когда ее переспрашиваешь, давно ли вы тут живете, она говорит: "Да уж давно, года три".
И вот это все, о чем я рассказал, к настоящему гламуру не имеет никакого отношения - это извращенное трактование понятия, в котором ничего плохого нет.
- Что же тогда такое настоящий гламур?
- Изначально слово "гламур" древнегреческого происхождения, оно произошло от слова "грамматика", что значит "знание", "изучение". По-английски это произносится как grammar, но впоследствии буква r потерялась, получилось glammar, что значит - сверхъестественные знания, которыми наделяли колдунов и ведьм. То есть в слове "гламур", которое было очень распространено в Средние века, например в Англии, сочетались качества, завораживающие людей. Гламурный - значит волшебный, колдовской.
- То есть имеются в виду исключительно личностные качества человека?
- Не только. И внешность, и одежда, и фигура тоже. Все вместе характеризовало человека как особенного. Впоследствии слово "гламур" было забыто, его не встретишь, например, в литературе XIX века, вы никогда не увидите у Толстого или Достоевского: "Кити была гламурно одета" или, например: "В гламурной квартире старухи-процентщицы". Тогда говорили "светская", "блестящая", "роскошная"…
Glamour к нам пришел в американо-французской транскрипции в ХХ веке, и его главным распространителем стал Голливуд. В эпоху немого кино голливудские продюсеры называли звезд термином glamores, что значит "гламурная актриса". Гламурная в том смысле, что у нее были совершенно сногсшибательные гонорары, удивительные туалеты от ведущих парижских дизайнеров, отделанные вышивкой и блестками, невероятные аксессуары, свора собак - только тогда были в моде не тойтерьеры, а самые разнообразные породы. Тогда не было моды приводить собак на дефиле моды или в рестораны.
Затем голливудский термин перешел во французскую моду, когда о женщине хотели сказать, что она обладает сверхъестественной, колдовской элегантностью.
- Неужели в сегодняшней России вы не знаете ни одной по-настоящему гламурной женщины?
- К сожалению, не могу назвать ни одной сверхэлегантной, хотя иконы стиля у нас есть. Например, Рената Литвинова - действительно эффектная, очень стильная. То же могу сказать и про мою коллегу Эвелину Хромченко. Это женщины умные, тонкие, с чутьем. Но ведь есть еще и такое понятие, как элегантность, подразумевающее что-то другое в манере, поведении, речи, походке. Прекрасный пример элегантности и одновременно гламура - Жаклин Кеннеди. Могу назвать также Одри Хепберн, Катрин Денев. В нашей стране к дамам, суперэлегантным во всех отношениях, могу отнести Софью Пилявскую, Элину Быстрицкую, Майю Плисецкую... Но эти женщины, как можно заметить, носят фамилии с польскими окончаниями, которые все-таки говорят о близости Запада. Увы, но в ближайшие десятилетия, по моему прогнозу, в сторону элегантности в России вряд ли что-то сдвинется. В такой ситуации остается только радоваться, что из моды хотя бы вышел псевдогламур - вместе с его пергидрольными наращенными волосами, голыми пупками, накладными ногтями, пирсингом и красными стрингами, которые торчат из-под низко посаженных джинсов. То есть всеми элементами совершенно искусственного женского образа.
- А что же тогда сегодня в моде?
- На самом деле мода сегодняшнего дня сильно подвержена влиянию кризиса и недостатка денежных средств в Европе, которые в России так не ощущаются. Именно поэтому сейчас актуален стиль гранж - модный стиль 90-х годов, который спустя 23 года вернулся. Для него характерны заношенные, дырявые, как бы недошитые вещи. Это стиль, который в шутку называют "обшарпе". Он служит прямым антонимом гламура.
- Значит, миром сегодня правит антигламур?
- Да. Правда, это не значит, что второго пришествия гламура в России не произойдет, - наверняка это случится. Возможно, на это уйдет еще лет 15, обычно стили меняются через четверть века. Минет какое-то время, и стиль 2000-х вновь выйдет из спячки. Дело еще и в том, что русским женщинам очень нравится гламуриться. Причина совершенно очевидна: Россия перенасыщена женщинами, они составляют примерно 55 процентов населения страны, а мужчины - в результате повального алкоголизма, нездоровья, недостаточной образованности - оставляют желать лучшего. Женщины не могут реализовать себя, найти пару в своей возрастной группе. Поэтому сегодня так распространены неравные браки, когда возрастные дамы берут в мужья молодых мальчиков. Это же касается и мужчин: когда они в 40 лет меняют свою жену на две по 20, а в 50 - на три по 16.
- Вам не кажется, что идеологию гламура, а точнее, псевдогламура нам подсунуло общество потребления? Ведь оно заточено на то, что надо использовать все средства и методы для собственного удовольствия...
- Безусловно. Хотя когда-то наша страна работала на созидание. Россия была очень богатой страной до войны 1914 года. Это выражается и в количестве архитектурных памятников, оставшихся нам от той эпохи и не устающих нас поражать! И в числе музеев, созданных в царское время! Впечатляет и количество академий, образованных в те годы, а также музеев, университетов, построенных железных дорог. За последнее время мы не можем похвастаться ни одним достойным архитектурным проектом, разве что всплывет в памяти более или менее удачная реконструкция храма Христа Спасителя, Большого театра, Мариинки. На какое-то копирование мы еще способны, но к созданию нового, я абсолютно в этом уверен, мы не готовы. Потому что у нас со вкусом неважнецкая ситуация. Думаю, эстетическое воспитание стало хромать, когда в России начался период уравниловки - ведь тонкий вкус относился к классовой привилегии дворян, интеллигенции, а в советское время это не поощрялось. К 90-м годам, эпохе рождения постсоветской России, в стране расцвел криминал. Я не жил в то время в России, но часто бывал и знаю, что людям, когда вокруг совершались убийства и бандитские разборки, было не до красоты и воспитания тонкого вкуса.
- Потом наступили 2000-е, наконец пришла стабильность, и тут, казалось бы, самое время заняться воспитанием вкуса...
- Стабильность в экономике породила представления о новых возможностях. Появился целый класс олигархов, некоторые из них вызывали резонанс в мире при помощи таких выкрутасов, как, например, покупка крупнейшего ювелирного дома или же футбольного клуба. Из этой же серии - заполучить себе в подруги знаменитую топ-модель или купить самую большую яхту в мире. В общем, совершить что-то эдакое. "Новые деньги" всегда так себя ведут, совершенно очевидно, что эти люди были ошарашены своим богатством и часто не знали его границ. Траты в сотни миллионов евро не наносили и не наносят ущерб их капиталу.
Но в чем я вижу положительный момент? Этот класс в хорошем смысле пробудил экономику России. Хотя лицо российского капитализма и уродливое, лично я - за него. Потому что олигархов окружают сотни и тысячи людей, которым они платят зарплату. Это простые рабочие, прислуга, секретариат, любовницы - кто угодно. Создается круговорот денег, и это хорошо. Другое дело, что эти деньги можно было потратить с большим умом, вкусом и пользой для общества. Потому что просто купаться в шампанском, загорать на самой длинной в мире яхте, подойти к замку и сказать: "Зин, ну что, покупаем?" - это не гламурно.
- А как гламурно?
- По-хорошему гламурность подразумевает определенный стиль жизни. Должен быть не только дом, но и соответствующие коллекции в нем. Я знаю, что много богатых россиян уже прославились тем, что стали собирать произведения русского и западного искусства, старинные автомобили и драгоценную мебель. Только мы про это знаем мало. Потому что никто из них, к сожалению, пока не поступил, как Третьяков, Щукин, Морозов, Цветков или Брокар - знаменитые коллекционеры из буржуазии старой России. Они не сделали свои коллекции публичным достоянием. Хотя есть и у нас хорошие примеры. Например, коллекция яиц Фаберже, выкупленная Вексельбергом. Но чаще всего эти коллекции не были сформированы самими нынешними владельцами, а просто куплены. Мне дороже просвещенные коллекционеры, которые тратят не только деньги, но и время на подбор коллекции, образовываясь и самосовершенствуясь при этом. Но критиковать новых коллекционеров все же не стоит, их надо поощрять - собирать выставки, выпускать каталоги. Эти люди умеют обращаться с деньгами.
- Как у нас обстоят дела с гламуром в политике?
- Многие из тех людей, которые причастны к политике и экономике нашей страны, очень следят за своей внешностью, ходят в салоны красоты, делают маникюр и педикюр. В советское время это считалось немыслимым, хотя в Европе было распространено всегда, ничего в этом плохого нет. Мужчины тонируют волосы, колют свое лицо ботоксом, балуются гиалуроновой кислотой, следят за кожей, делают пластические операции, отбеливают зубы, занимаются йогой. Все, что раньше составляло часть арсенала метросексуалов - а они были культуртрегерами гламура среди мужчин, - сегодня взяли на вооружение представители сильного пола другого типа и возраста: теперь это не двадцатилетние модники, а солидные дяди за 45. Но в целом с мужским гламуром в России дело обстоит лучше, чем с женским, - опять же потому, что мужчин в России численно намного меньше. И они в отличие от женщин не впадают в вульгарность. Конечно, многие публичные люди одеваются и выглядят довольно прилично. Но, скажем так, из-за сложностей налогообложения в стране они не рассказывают, насколько их стиль жизни гламурен.
С другой стороны, чтобы быть гламурными, чиновники и политики выжимают из своей работы все, что возможно. И мы имеем истории вроде той, что случилась в Министерстве обороны со зданиями, полигонами, пансионатами и так далее. Думаю, что такая ситуация практически в каждом министерстве. Чиновники считают, что бюджет этого ведомства - их личный карман. Иначе я не могу понять, как эти люди могли заработать на такое количество дворцов и особняков на Лазурном Берегу и во Флориде. Я себя не считаю человеком бедным, много работаю и прилично зарабатываю, но понимаю, что средства, о которых идет речь - скажем, дворец за 50 миллионов евро, - несопоставимы с моими доходами. Но купить - это полдела, ведь нужно налоги заплатить, дворец реставрировать, а потом еще содержать. Это баснословные деньги - необъяснимые для простого человека. Тем не менее я все же считаю, что уровень жизни в России на сегодняшний момент выше, чем в Западной Европе. Прожив 30 с лишним лет во Франции, я могу точно сказать, что среднестатистическая русская семья живет ярче и богаче семьи французской.
- По каким признакам вы судите?
- По количеству автомобилей, по жилплощади, по местам отдыха, по тому объему денег, которые вкладывают в детей, в гардероб, в ремонт, в драгоценности. Это практически немыслимо в Европе - особенно в Испании, Италии, Греции. А у нас в стране есть удивительное желание, несвойственное европейцам: жить непрактично. Мы не понимаем, когда говорят: купи себе черную куртку, будешь ее носить вечно, ведь это практично и удобно...
- Вот еще!
- Вот именно… И это касается абсолютно всего. Я являюсь очень активным пользователем социальных сетей в Интернете. По моему наблюдению, у нас огромное число людей, которые живут не по средствам и представляют себя не тем, кем являются на самом деле. Я нигде не видел такого количества женщин, которые либо убавляют себе возраст, либо пишут, что им 97 лет. Они вставляют фальшивые фотографии, фотографируются в купальниках или в нижнем белье на фоне ковра (такой тип женщин в народе называется "коврожрица"), либо на фоне чужого "Феррари", либо на берегу Красного моря... Такого рода женщины нередко становятся жертвами авантюристов. Помните фильм с Инной Чуриковой: она приезжает в Венецию, ведет себя как богачка и попадается на чары жиголо... Но только она это делала не специально, а эти женщины ведут себя так умышленно. Это чисто русское явление, которое на Западе не встречается абсолютно. Скажу вам, почему. Там у женщин на это нет времени. Они хотят жить реальной жизнью. Возможно, поэтому не красятся, не клеят ресницы, но зато стоят двумя ногами на земле и живут на свои деньги.
- Россиянки же рассчитывают на принца?
- В том-то и дело. Огромный качественный скачок в жизни, который был совершен за последние 20 лет в России, можно назвать грубой русской поговоркой "Из грязи в князи". Эти перемены породили в умах многих российских женщин мечту о том, что, будучи золушками от рождения, они реально могут стать принцессами. При этом многие видят перед собой примеры каких-то абстрактных Свет и Ларис, своих бывших одноклассниц, действительно вышедших замуж за богачей. Да, есть женщины, которые поменяли статус и теперь обрильянчены, омерседечены, укутаны в меховые шубы, научились различать марки шампанского, тонкие ароматы, гурманскую кухню со звездами Мишлен и уверены в собственном всезнайстве. Но выходят замуж за олигархов единицы! На такую партию нельзя рассчитывать без серьезных на то оснований! Синдром русской золушки, я считаю, очень опасен. Будучи четыре года ведущим программы "Модный приговор", я практически в каждом выпуске слышу историю самой простой женщины - почтальона, доярки, продавщицы, которая мечтает стать принцессой. И выйти замуж за олигарха, не глядя ни в свой паспорт на возрастные данные, ни в зеркало, ни в диплом об образовании. Она уверена, что достаточно только переодеться, чтобы ее подхватили на белого коня и увезли во дворец. И как только мы ее переодеваем, меняем цвет волос, макияж, ее подруги говорят всегда одни и те же слова: "Ну ты просто принцесса!" - или, если ей за 40: "Королева!" Это опасная иллюзия, которая уводит россиянок совершенно не в ту степь. Из-за этого женщины начинают чураться женской работы, витают в эмпиреях и мечтают только о соблазнении супербогатого мужчины. Печально, что эти "коврожрицы" воспитывают с такими же установками своих дочерей. Мол, мне не удалось, но из тебя, Леночка, я слеплю человека… И они толкают девочку на подиум в 12 лет, учат вилять бедрами. В результате девочки выходят на вечеринки с 13-летнего возраста, знакомятся со взрослыми, если не сказать пожилыми, мужчинами, а мамы говорят: и прекрасно, что он старше моей Софочки на 20 лет, женат и у него трое детей. Так толкают дочерей на разрушение уже сложившейся семьи, делают невинное создание виновным. Это все неправильно!
Ситуацию усугубляет тот факт, что в России сегодня утрачена детская одежда как класс. Посмотрите, как одеваются девочки-подростки: голая спина, мини-юбка. Они же оформлены для соблазнения. А потом мы удивляемся, что мужчины пристают к ним. Как помочь делу, я не знаю. По-человечески понимаю матерей, которые считают, что дочка достойна большего, чем житье в Липецке или в Брянске в коммунальной квартире, но методы - совершенно неправильные.
- Выходит, что псевдогламур - это не просто стразики?
- В гламуре нет ничего плохого, но в той уродливой форме, которую он принял в России, я вижу огромную беду с совершенно неопределенными последствиями для нации. Под гламуром многие подразумевают потерю стыда и совести, безнравственное поведение, бесстыжую одежду. За гламурный образ жизни выдается прожигание жизни!
- Ну а вы сами - неужели не гламурны?
- Я себя совершенно не причисляю к гламурным людям. Ни с какой стороны. И, возможно, мой телеобраз путает людей. Расскажу по случаю смешной эпизод из жизни. Лето я провожу в Литве, где у меня есть фамильное имение. И так как страна небольшая, меня часто возят одни и те же таксисты. Один из них как-то говорит: "Александр, моя жена никак не верит, что я вас вожу, думает, что это кто-то похожий на Васильева. Ну не может он оказаться в нашей деревне…" Это тоже один из постсоветских комплексов, с которым я сталкиваюсь, в какой бы город ни приехал. Меня постоянно спрашивают: "Что вы делаете в нашей дыре?" Причем дырой называют все города - от Владивостока до Калининграда. Как бы велик и богат ни был город, для многих все дыра, кроме Москвы.
- Не боитесь, что про вас скажут: "Ну Васильев и ретроград!"
- Может быть, я рассуждаю как ретроград, но это действительно так. Посмотрите вокруг себя, и вы увидите, что реальность еще более суровая, чем я описал. К примеру, у меня есть подруга, которая работает в детском доме для молодых матерей-одиночек в возрасте до 16 лет. Они сами дети, но у них уже есть дети, которыми они не хотят заниматься. Девочек там держат в довольно строгих условиях и учат уму-разуму. А они стремятся убежать на улицу через забор, совокупиться с милым, вернуться беременной еще раз. Знаете зачем? Чтобы красиво потусоваться, а потом остаться в учреждении и получать к тому же за каждого ребенка государственную помощь. Когда они выходят из этого детского дома, государство им выдает по однокомнатной квартире, которую они чаще всего тут же продают, оставляя своих детей на улице.
- При чем здесь гламур?
- А при том, что это его последствия. Хочу призвать молодых людей: не принимайте здоровый и приятный секс за любовь. И тот факт, что вы переспали с девушкой или молодым человеком, претендующими на звание гламурной особи, не говорит о том, что вы будете жить вместе весело и счастливо, летать на выходные в Монте-Карло, где, кстати, вас никто не ждет. Пожив за границей, я могу смело утверждать: россияне заблуждаются, когда верят, что к нам за рубежом хорошо относятся. Нет! Всем нравятся не россияне, а их деньги. Любят тех, кто способен заплатить. Остальные интересны только в качестве прислуги. Лучше не знать, что говорят о наших гламурных россиянах владельцы модных бутиков, отелей, ресторанов: нас считают безвкусными выскочками, фанфаронами, которые не знают, куда деть свои деньги. Но пока у нас есть средства, перед нами будут всегда кланяться и шаркать ножкой. Как только что-то лопнет в экономике, мы станем им совершенно не нужны. Так что не теряйте связи с реальностью, в которой нет никакого гламура.
Виктория Юхова