Природа может отдохнуть на ком угодно! На детях гениев или не гениев, на родителях или внуках… А то и на целых семьях! А бывает и наоборот: поколение сменяет поколение, а природа трудится, не покладая рук. За примерами далеко ходить не надо, они, примеры, порой и сами в гости приходят!
Андрей Ургант, сын знаменитой советской актрисы Нины Ургант и отец не менее знаменитого, ныне вездесущего, Ивана Урганта, сыграл более полусотни ролей в театре и кино, продолжает "зажигать" в качестве шоумена и телеведущего, а уж в специфическом жанре капустников ему, похоже, и вовсе нет равных. Тем не менее, как признается сам Андрей Львович, за автографом к нему чаще всего подходят как к… Сергею Геннадьевичу Золотареву из популярнейшего телесериала "Воронины"!..
- Телевидение - это такая универсальная капельница для инфузий, через темечко, непосредственно в мозг, - смеется Ургант. - И там уже не надо переваривать никакую информацию… Я все жду, когда изобретут такие шприцы и ампулы, где будет написано, к примеру, "Математика"… Набрал двадцать кубиков, вколол себе - и ты уже знаешь все формулы и решения.
Так и телевидение: не требуется никаких внутренних энергетических процессов и затрат для того, чтобы этот "фастфуд" попадал прямиком в сознание!
- Но вы же согласились сниматься в "Ворониных"!
- Разумеется! Там прекрасная актерская компания подобралась, и очень добрый сценарий, совершенно не политизированный, как это часто бывает… История о жизни обычной семьи, живая и тонкая. Сначала шла чистая американская калька, теперь уже наши отечественные сценаристы пишут доморощенное продолжение! Просто возникла такая необходимость, народ просил, а местами даже требовал, чтобы "воронинская" история развивалась дальше!
- Вам не обидно? После целого ряда серьезных актерских работ в театре и кино, пользоваться популярностью, заработанной, по сути, на эпизодической роли в незатейливом ситкоме?
- Отнюдь! К этому просто надо привыкнуть. Мне не стыдно за свою работу в "Ворониных", персонаж получился интересным запоминающимся. И потом, я же не могу отказываться от роли из-за собственных каких-то амбиций… Мол, дайте мне сыграть Гамлета или Ричарда Третьего, а иной материал я не воспринимаю!.. Нет, так поступать не правильно!
- Запоминающийся персонаж? Меня это не удивляет! Если я не ошибаюсь, вам даже однажды присуждали соответствующую театральную премию. Точно не припомню ее названия, но полагаю, что, по сути, за оригинальность воплощенных образов!
- Правда? Спасибо, что информируете меня об этом! (смеется!) Знаете, так получилось, мне не было еще и семи лет, когда я был учеником второго класса и на школьных соревнованиях совершил самый внушительный прыжок в длину. Маааленький такой Андрюша Ургант разбежался и прыгнул на 383 см… За тот блестящий полет мне вручили грамоту - и это, до сих пор, единственная правительственная награда, которой я могу похвастаться!
Есть одна премия, возможно, именно ее вы имели в виду - называется "Петрополь". Только она не театральная, а литературная. И вот ее мне присудили за маленькую книжечку стихов, рассказов и шуток, которую я издал по настоянию своих друзей!
- Несмотря на то, что сериал "Воронины" тоже иногда попадает мне на глаза, отправной точкой своего знакомства с вашим творчеством я считаю незабвенную переделку "Песни о буревестнике"!
- Всегда любил заниматься пародиями и театральными капустниками. Это прорастало во мне еще со школы, а потом расцвело в институте. Потом мы все это играли ночами в тогда еще Ленинградском Доме Актера. Приезжали москвичи и жутко завидовали, смеялись, плакали и кричали, что у них такого нет!
Мы просто продолжали традиции, ведь до нас этим занималась старая бригада Александра Аркадьевича Белинского с Валентиной Ковель и Сергеем Юрским. Тексты им писал Жванецкий… Понимаете, какие это были капустники?.. Потом был Вадим Жук со своей знаменитой "Четвертой стеной". По их следам шли мы с Андреем Максимковым, будучи невероятно востребованными. Приглашения шли бесперебойно и отовсюду, нас звали на какие-то полуподпольные и полузапрещенные вечеринки, где мы творили такое, что… Остается только пожалеть, а может и порадоваться, что все это не фиксировалось на видео.
- Благо, эпоха смартфонов и айфонов все-таки здорово припоздала за эпохой перестроечной!
- Зато вслед за перестройкой появилось дикое количество всевозможных фирм, компаний и организаций с не менее диким желанием празднично отмечать любое мало-мальски значимое, по их мнению, событие собственной истории. Торжественный вечер "Два года компании "Ку-Ку"! Или "Два года компании "Йошкин кот"!…
- …Или "Два года у нас никого не застрелили!"…
- А что, по тем временам - тоже вполне себе повод! Главное, все отмечали с невероятным размахом! Помню, купили у Балтийского пароходства целый паром, который отреставрировали, назвали "Анной Карениной" и отправились в плавание в немецкий порт Киль. Пассажирами трехдневного круиза была сплошь, как бы сегодня сказали, VIP-публика: известные артисты, политики, бизнесмены, журналисты…
- То есть… Ни одного фрезеровщика, комбайнера или геодезиста на борту?))
- Да что вы?.. Не пустили даже Александра Невзорова, несмотря на дикую тогдашнюю популярность программы "600 секунд". Боялись, наверное, что он и на пароме, во время круиза, начнет искать какие-нибудь ЧП и трупы… И ведь он такой, что обязательно найдет!)) В общем, Сашу оставили на берегу!
- Догадываюсь, что отряд потери бойца не заметил!..
- Отряду было не до этого! На главной палубе устроили грандиозный банкет! Накрыли гигантских размеров круглые столы, в центре которых, в специально вырезанных пространствах располагались повара в высоченных накрахмаленных колпаках, вооруженные длиннющими кухонными ножами. По всей диаметральной линии красовались огромные подносы с целиком запеченными утками, гусями, свиньями, прочей какой-то птицей и дичью, в обрамлении экзотических плодов…
Поскольку до тех пор мне доводилось видеть подобную фигню только в мультфильмах про Царя Гороха, я решил, что все это прекрасно исполненная бутафория. Похоже, так думали и остальные участники происходящего! Потому что все они как-то смущенно толпились у столика с маленькими бутербродами и напитками, бросая смущенные взгляды на главный объект пиршества с безопасного расстояния.
Будучи не столь голодным, сколь любопытным, я подошел к одному из бравых парней внутри круглого стола и попросил отрезать смачный сегмент то ли птицы, то ли дичи. Он сразу обрадовался - наконец, хоть кто-то решился! Все вокруг замерли, как на смертельном номере; не хватало только барабанной дроби! И спустя несколько секунд, увидев, что ни откуда не прозвучало выстрелов, что меня не уложил пулей снайпер, все бросились к гастрономическому изобилию, в считанные минуты уничтожив его до последнего поросячьего хвостика.))
А потом начался творческий вечер Эдуарда Хиля!..
- Вас и сегодня зовут вести все, что "ведется". От частных торжеств в семьях российских министров до корпоративных и государственных праздников.
- Да, потому что моя публика выросла вместе со мной! Когда я был двадцатилетним - зрители были моими ровесниками, и дальше мы уже росли вместе: мне тридцать - и им тридцать, мне полтинник и у публики - юбилей! И сегодня вся эта история продолжается с сохранением прогрессии.
- Но теперь, когда вас приглашают, наверное, просят захватить с собой "на работу" и сына?))
- Мы с Иваном провели достаточно мероприятий вместе. Там случались и городские масштабы, и всероссийские. Если заказчик обладает внушительным бюджетом на оплату труда ведущих, он может себе позволить пригласить Ургантов старшего и младшего. Ошибается тот, кто считает эти гонорары легкими. Как человек, работающий в разных жанровых категориях, я могу смело утверждать, что гораздо легче отыграть четко отрежиссированный и поставленный спектакль, нежели, практически на полной импровизации, "заводить" народ на хеппенинге.
- Давеча я имел неописуемое удовольствие весьма основательно пообщаться с вашей матушкой, народной артисткой России Ниной Ургант. Во время беседы она озвучила интересную мысль, которая, признаюсь, немало меня удивила. Нина Николаевна абсолютно уверена в том, что ее сын Андрей гораздо талантливее и творчески одареннее ее же внука Ивана… Вы уж простите мне этот вопрос, но… это правда?
- Разумеется, раз мама сказала! (Смеется!) А если серьезно… Давайте так: одни любят устриц и миног, а другим нравятся апельсины или манго. Мне вообще очень импонирует, когда простые люди, по-хорошему интересующиеся искусством, будь то живопись, музыка или театр, определяют свои симпатии и антипатии на уровне "нравится/не нравится!" Потому что разбирать по косточкам - удел профессиональных критиков и спецов. А простой зритель должен сопереживать происходящему.
Однажды я практически битый час стоял перед полотном Ван Гога "Подсолнухи". Там сюжет незатейливый, там… подсолнухи нарисованы. И они не бегают друг за другом, не женятся друг на друге, не плачут, не убивают, не предают…
- Не рожают друг другу "суррогатных" детей!..
- Да, и не рожают!!! И я стоял перед этими "Подсолнухами" Ван Гога, как завороженный и думал, почему я не могу отойти или даже просто глаз отвести в сторону?
Великое искусство - это всегда сильнейший и бесконечный магнетизм! Но на искусство нужно уметь настроиться! С точки зрения концептуальности нет никакой разницы между хорошим спектаклем или хорошей обувью! Или вкусной едой! Вкуснейшая вещь - авокадо; но если вы не знаете, как его употребить, и начнете поглощать с кожурой или грызть косточку внутри плода, то авокадо вам и не понравится…
- Авокадо бывает… с гнильцой, и, если развивать ваши аналогии, таким же может оказаться и искусство. Вам доводилось играть в откровенно слабых спектаклях?
- Конечно! Актеры - народ подневольный. В театр, в принципе, приходишь как на завод. Только тут в цехах производят не танки и кастрюли, а спектакли! Но по тому же конвейерному принципу: в одиннадцать репетиция, в шесть - спектакль! На другой день: в одиннадцать репетиция, в шесть - спектакль… Третьего дня - та же история! Нас спасала только молодость, задор и желание заниматься этим ремеслом. Даже в дурных производственных пьесах, про какую-то стройку, про какой-то цемент… Да, это не Александр Володин писал и не Уильям Шекспир!..
- Странно, почему Шекспир не писал про цемент!
- Хм… Не было цемента!
- Бирмингемский цементный завод простаивал и…
- И эта тема прошла мимо великого драматурга. Очень жаль, кстати… Потому что он несомненно воспел бы и цемент!
Читайте также
- О чем вы мечтаете?
- О том, чтобы как можно меньше оставалось в мире невежества. Мне кажется, это причина всех человеческих бед. Все войны, религиозные распри геноцид - все от нежелания познавать мысли и стремления друг друга! В спорах оттачиваются не истины, а клинки, а любая война, прикрываясь самыми высокими, а на деле - мнимыми, идеалами, остается, прежде всего, обычным коммерческим проектом. Бизнесом на крови… Мечтаю, чтобы настоящее искусство помогало людям побеждать невежество. И побеждать не в войнах, а войны!
Беседовал Дмитрий Айзин
Фото: Станислав Лукацкий