Читайте также
Депутат Госдумы и трехкратная олимпийская чемпионка Ирина Роднина рассказала в интервью Би-би-си о том, почему она только сейчас извинилась за появившийся несколько месяцев назад в ее блоге в "Твиттере" коллаж, который многие сочли расистским.
Резонанс вокруг картинки легендарная фигуристка считает проявлением информационной войны.
В коллаже была изображена рука неизвестного человека, который держит банан перед фотографией президента США Барака Обамы и его супруги Мишель. В результате создается впечатление, что неизвестный предлагает этот банан президентской чете.
С Родниной беседовал корреспондент Би-би-си Стив Розенберг.
Би-би-си: Скажите, в том твите была ваша фотография?
Ирина Роднина: Конечно, нет.
Би-би-си: Почему вы сразу же не заявили о том, что это не ваша картинка?
И.Р.: Я как раз и написала в Twitter, что это не моя фотография.
Би-би-си: Вы тогда написали?
И.Р.: Да.
Би-би-си: Но тогда там было только ваше сообщение, что свобода слова есть свобода слова, а за свои комплексы отвечайте сами…
И.Р.: Это было как бы чуть-чуть раньше. Я написала, что это не моя фотография, это мне переслали из Америки. И это не фотография, это - фотошоп.
Би-би-си: Но это вы выложили этот коллаж?
И.Р.: Нет, это у меня было в моем почтовом ящике. Просто [его] вскрыли. Если вы посмотрите, то [увидите, что] все свои фотографии я выкладываю с комментариями.
Би-би-си: А какова была ваша реакция тогда? Вы говорили, что почтовый ящик был взломан?
И.Р.: Я сказала [об этом] на одной из пресс-конференций. Мне сказали, что я оправдываюсь, и я перестала оправдываться. Я просто убрала эту фотографию и все.
Би-би-си: Как вы думаете, почему кто-то захотел тогда вас подставить?
И.Р.: Я представитель партии "Единая Россия". Наверное, в СМИ идет какая-то политическая война. Тем более, это сделали в мой день рождения.
Би-би-си: Что вы думаете по поводу всего шума, который возник из-за этого?
И.Р.: Если брать западную прессу, то, наверное, нечего было писать плохого, а я дала СМИ возможность немного поработать, потому что открытие [Олимпиады в Сочи] было действительно грандиозное.
Би-би-си: А вчера вы написали новые твиты?
И.Р.: Вчера я написала, потому что понимаю, что многих американцев это очень расстроило. Поэтому я написала, что очень уважаю вашего президента [президента США Барака Обаму], но что случилось - то случилось, и поэтому я приношу свои извинения.
Би-би-си: Но почему вы сразу этого не написали?
ИР.: Потому что тогда, если и была реакция, то это была реакция российских граждан. Сейчас же - реакция граждан Америки, поэтому я извинилась. В тот раз реагировали на меня, а в этот раз я уже представляла страну, представляла Олимпийские игры в России. Это не мои личные дела и амбиции, это интересы страны и соревнований, которые мы здесь [в Сочи] проводим.
Би-би-си: Но тогда в сентябре посольство США и американский посол, по-моему, отреагировали очень жестко?
И.Р.: Честно говоря, я не знаю, как они реагировали. Я ведь не подписана на их твиты.
Би-би-си: Вы удивились такой реакции?
И.Р.: Наверное, каждый по-своему реагирует. Я вам скажу честно, что у меня никогда, как у нормального человека, банан не вызывает политических или каких-то других эмоций. Тем более, я вам скажу, что в первый год моей работы в Америке мы просто объедались бананами. Если у кого-то такая реакция, то тогда мы должны забыть и не кушать многие продукты.
Би-би-си: То есть, в принципе, вы не видите в этой фотографии чего-то особенного?
ИР.: Это не фотография, это - фотошоп. Вот как раз фотография - это лица президента и первой леди. Сколько раз фотографы лица известных людей, в том числе и президентов разных стран, выкладывали не в лучшем свете? Такое бывает. Поэтому, по большому счету, все, что касается Сочи, - это информационная война.
"Определенные комплексы"
Би-би-си: Вам кажется, что реакция на этот фотошоп - слишком шумная и бурная?
И.Р.: Каждый же на это смотрит [по-разному]: кого-то это раздражает, для кого-то это работа (если говорить о СМИ), у кого-то это политические амбиции. У каждого своя реакция на все эти события.
Би-би-си: А вы как-то попытались узнать, кто проник в ваш аккаунт?
И.Р.: Так как это случилось в первый раз, то я просто все это удалила. Первое время я даже не знала, как на это реагировать. Я не настолько [хорошо] владею этой техникой. И здесь то же самое. Только когда мне начали писать на мой личный аккаунт… Реакция у меня тоже была не моментальная, а была только через несколько дней.
Би-би-си: Но если сам фрукт, банан, не вызывает отвращения, то вы, наверное, удивились последовавшей реакции?
И.Р.: У меня - нет [не вызывает отвращения], поэтому я и сказала, что [у тех, кто почувствовал себя задетым] есть определенные комплексы. […]
Би-би-си: Здесь, наверное, проблема в том, что как раз банан вызывает озабоченность…
И.Р.: Вы знаете, мы никогда в России с такой озабоченностью не сталкивались. Представителей негроидной расы у нас практически никогда не было - к нам люди приезжали только учиться. И бананы нам тоже завозились из других стран, поэтому у нас нет на это такой реакции.
Би-би-си: Но дело в том, что футбольные фанаты иногда показывают бананы чернокожим игрокам…
И.Р.: Я думаю, что если игрок на это реагирует, то он сам это так воспринимает. Понимаете, ведь [вопрос в том], какая твоя может быть реакция. Значит, в тебе есть эта проблема, ты чувствуешь, что тебя этим унижают.
Би-би-си: Скажите, а была ли на это какая-нибудь реакция российских властей? Они как-то с вами связывались?
И.Р.: Нет.
"Одно желание - найти негатив"
Би-би-си: Считаете ли вы, что вся эта история - это часть какой-то информационной войны?
И.Р.: Абсолютно. В сентябре это была внутренняя война.
У нас есть внутри своя война между группами, партиями, обществом. То же самое и сейчас. Все, что вокруг Сочи, и связано с информацией... Нас, честно говоря, поразило, что очень много людей приехало сюда с одним желанием - найти негатив. Не приехать на Олимпийские игры, а именно найти что есть нехорошего.
Би-би-си: А если через пять минут в комнату войдет президент Обама, что вы ему скажете, какой мессидж хотели бы передать ему?
И.Р.: Во-первых, поздоровалась бы, а во-вторых, постаралась бы на своем плохом английском (думаю, он русским не владеет) объяснить ситуацию.
Би-би-си: Вам выпала честь зажечь Олимпийский огонь, как вы себя чувствовали в тот момент?
И.Р.: Замечательно. Просто я вернулась куда-то в спорт, несмотря на то что 30 с лишним лет назад я уже закончила выступать.
Би-би-си: Считаете ли вы, что нужно что-то сделать, чтобы положить конец всей этой истории с коллажем - связаться с посольством или с кем-то еще? Или же, если вы это называете элементом информационной войны, ничего не нужно делать?
И.Р.: Честно говоря, у меня таких планов особенно не было, потому что я не знаю, во-первых, как это делать, а, во-вторых, через прессу я уже извинилась.