Читайте также
Хотите, чтобы дети лучше учились в школе? Тот факт, что ребенок пьет достаточное количество воды в течение дня, улучшает его когнитивные способности, снижает усталость и способствует лучшей работоспособности в школе, - утверждает Шарон Дабуш Халили, клинический диетолог, научный консультант компании Neviot.
Что такое обезвоживание?
В результате большого количества исследований установлено, что хроническое обезвоживание, а именно нехватка воды в организме на протяжении длительного периода времени, может привести к серьезным хроническим заболеваниям, таким, как запор, камни в почках и даже рак. В исследованиях, проведенных в последнее десятилетие, подчеркивается, что даже легкое обезвоживание может привести к ухудшению успеваемости ученика в школе.
Обезвоживание определяется как потеря 1% или более от массы тела из-за нехватки жидкости. Причиной обезвоживания может быть как недостаточное потребление жидкости (питьевой воды), так и потеря жидкости (например, при обильном потоотделении).
Обезвоживание может быть легкой, средней или тяжелой степени, в зависимости от того, какого количества жидкости не хватает. Ученые определяют легкую степень обезвоживания как потерю 1-3% массы тела. Различные научные исследования доказывают, что даже легкое обезвоживание может повлиять на физиологическое и психическое состояние организма.
Исследования показали, что когда молодые люди испытывали жажду, понижалась их умственная работоспособность, в том числе, память и концентрация внимания были снижены примерно на 10%. Жажда обычно ощущается, когда обезвоживание достигает уровня 0,8% - 2% массы тела за счет потери воды. Например, для 7-летнего ребенка весом 25 кг. это эквивалентно небольшой бутылке воды объемом пол литра.
Обезвоживание влияет на различные типы и уровни функционирования мозга. Исследования, проведенные среди молодых людей и среди взрослых, показали, что нарушение координации движений может быть одним из первых признаков легкого обезвоживания (около 1% массы тела).
Когда уровень обезвоживания возрастает до 2% массы тела, значительно снижаются такие функции, как кратковременная память, скорость реакции, способность мыслить, скорость восприятия информации. Кроме того, сопутствующие обезвоживанию симптомы, такие, как усталость и головная боль, сами по себе ухудшают концентрацию и мыслительные способности. Потребление достаточного количества воды улучшает когнитивные способности и настроение. Участники одного исследования отмечали, что испытывали подъем настроения и бодрость после того, как выпили воды, причем вне зависимости от того, хотели они перед этим пить или нет.
Количество исследований детей меньше, чем взрослых, однако и они показывают, что нехватка воды в детском организме может быть причиной нарушений процесса обучения. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы определить степень ущерба, который наносит детскому организму обезвоживание.
Программа поощрения питья воды в школах Великобритании
В Великобритании, где реализуется комплексный проект для поощрения питья воды среди школьников, обнаружили, что в школах, в которых обеспечивают учеников питьевой водой в течение всего учебного дня и запрещают пить газированные напитки, отмечено улучшении концентрации, успеваемости и поведения учащихся. Учителя, которые преподают в школах и принимают участие в программе по увеличению потребления питьевой воды, сообщают, что увеличение потребления воды способствует спокойной обстановке в классах, большей эффективности обучения и помогает привить навыки правильного питания. Дети становятся более сосредоточенными, менее усталыми и сонливыми, реже жалуются на головные боли. Питье воды в течение дня способствует снижению усталости, нервозности и отвлекающих факторов, вызванных жаждой, а также и повышает концентрацию учеников.
Эксперимент в Бэер-Шеве: результаты неутешительны
А что у нас? Жаркая погода, которая стоит большую часть года в Израиле, делает эту тему особенно актуальной. В последние годы опубликованы два исследования, проведенные израильскими врачами педиатрического отделения медицинского центра "Сорока" в сотрудничестве с исследователями из Университета имени Бен-Гуриона, которые продемонстрировали некоторые тревожные данные о состоянии гидратации учеников в нашей стране.
Предметом первого исследования было влияние обезвоживания на когнитивные способности 58 шестиклассников в возрасте 10-12 лет из Бэер-Шевы. Степень обезвоживания определялась при помощи анализа мочи, в то же время проводились 5 различных тестов, определяющих уровень функционирования мозга. Испытания проводились два раза в день: утром и днем. Результаты исследования, опубликованные в 2005 году, показали, что состояние 55% детей уже с утра можно определить как обезвоживание. Со временем уровень обезвоживания увеличивался. Исследователи также обнаружили, что в начале дня не было никакого существенного различия в когнитивных функциях между теми детьми, которые были обезвожены, и теми, у которых уровень воды в организме был нормальным. Группа детей, которые не были обезвожены, получила более высокие оценки в 4 из 5 испытаний, особенно это касалось заданий, связанных с кратковременной памятью. Возможность выполнять достаточно сложные задачи, например, запомнить и повторить длинную цепочку цифр, была снижена у детей с обезвоживанием, причем она еще больше снижалась в течение дня. Качество решения задач, выполняемых на основе навыков, которые были более автоматизированы, меньше страдало от того, что дети были обезвожены. Исследователи пришли к выводу, что обезвоживание, то есть снижение количества воды в организме учеников начальной школы, влияет на их когнитивные функции.
Чтобы оценить степень обезвоживания у детей, той же группой ученых проведено еще одно исследование, которое изучало распространенность обезвоживания среди учеников начальной школы (в возрасте 8-10) в середине лета (в июле). Результаты исследования, опубликованные в прошлом году, показали, что большинство опрошенных учеников, а именно 67.5%, имели среднюю степень обезвоживания. Степень обезвоживания 25% учеников можно было определить как высокую. Сегментирование по этническим группам показало, что большая степень обезвоживания была установлена у детей из еврейских семей, тогда как дети из бедуинских семей были менее обезвожены.
Эти данные подчеркивают важность повышения осведомленности в отношении питьевой воды среди учителей, родителей и самих детей.