Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Особое мнение Дмитрия Быкова

Интервью, данное Быковым, вызвало широкий общественный резонанс, дискуссию и целую серию разоблачительных статей в израильской русскоязычной прессе.

19.06.2014
Источник:salat.zahav.ru
Creative Commons

Читайте также

«Я всегда говорил, что России обязательно нужен свой Израиль, потому что внутри страны этим людям совершенно нечего делать

Трудно, конечно, удивить своим особенным мнением на передаче с названием «Особое мнение» - но вот Дмитрию Быкову это удалось. Его мнение получилось не просто выходящим за рамки, но, скажем точнее, провокационным. Интервью, данное Быковым, вызвало широкий общественный резонанс, дискуссию и целую серию разоблачительных статей в израильской русскоязычной прессе.

Хотя вряд ли стоило бы с ним спорить, тем более упрекать Быкова-журналиста, так как ничего принципиально нового он нам не открыл. Все его насмешливые реплики об Израиле давно уже сказаны, презрительные выпады сделаны – новым было только сравнение Донецкой и Луганской республик с Израилем.

Но, с другой стороны, изменившийся за последнее время до неузнаваемости политический пейзаж, заставил нашего независимого оппозиционера несколько подкорректировать свое мнение. Отсюда и возвращение к любимой теме – обливание грязью неудачного проекта под названием Израиль, но уже под другим углом зрения.

Вот это и следовало отметить, а не ломиться в открытые ворота и не нападать на того, кто на дух не переносит ни Израиль, ни евреев.

Кстати, либералы, живущие в одном культурном поле и говорящие на одном оппозиционном языке, к тому же исповедующие общие политические взгляды – как правило, вырабатывают типичные стереотипы и сходные шаблоны.

Быков же своим интервью нарушает привычные формулы и не вмещается в демократический дискурс.

«Как я сочувствую страстно сейчас Путину! Он оказался в чудовищной ситуации».

Первая особенность, о которой мы говорили, то есть черта, отличающая его от привычного нам образа демократа – полное и окончательное неприятие Израиля. И как демократической страны, и как убежища для евреев, и как современной передовой державы.

Потому и сравнение демонического Израиля с самозваными и никем не признанными в мире республиками – ловко придуманный трюк. То, что сравнение притянуто за уши, нелепо, абсурдно и нелогично, не смущает Быкова. К тому же оно вряд ли найдет последователей в лагере Быкова.

И вторая, как будто бы вскользь прозвучавшее, но на самом деле повторенная многократно мысль, под которой никогда не подпишутся его товарищи - мирные соглашательские интонации при упоминании власти и явные реверансы в сторону лично Владимира Владимировича Путина. Это уже нечто новенькое. «Я за что люблю Владимира Владимировича, люблю по-настоящему, искренне, так это за прямоту. Он не притворяется».

И немного дальше: «Ясно, что Владимир Владимирович не будет прибегать к дипломатическим экивокам, но, вероятно, будет терпеть. Про Порошенко ясно, что он очень не нравится Владимиру Владимировичу. Это, наверное, при очень немногих свидетельствах в его пользу, скорее плюс, нежели минус». «Но давайте смотреть без оценок, как на феномен: когда появился Израиль, тот же Ближний Восток стал еще опаснее».

Спорить с мнением столь известной фигуры: писателя, поэта, журналиста, вполне отдающего себе отчет, какой резонанс вызовет его интервью – занятие никчемное.

Ну, думает так – и пусть себе думает.

Другое дело – почему так думает Дмитрий Быков?

Отвлечемся на минутку от интервью и обратимся к книге Джеффри Дивера «Могила девы», где описано американское общество глухих. Так вот, среди Глухих, отмечает автор, нет единого мнения, как относиться к Иным (слышащим). Есть разные взгляды, но общим у всех является одно. Ненависть к тем, кто пытается лавировать между этими двумя мирами: «Сообщество глухих отвергало тех, кто старался пристроиться к двум мирам: миру Глухих и миру Иных».

Если предположить, что евреи – это те же самые Глухие, живущие среди Иных, то, следуя аналогии, живут они по своим законам, отличным от других.

Дмитрий же Быков оказался в ситуации между двумя мирами.

С одной стороны, как не крути, он по праву крови и рождения принадлежит к презираемому им стану еврейства. А значит грубые антисемитские выпады и оскорбления, высказанные самим Быковым, относятся к нему так же, как и к любому еврею.

Но, с другой стороны, по праву вновь обращенного христианина-прозелита, по праву свободного выбора, по праву выбранной им родины, любимой России – Дмитрий Быков не то, чтобы антисемит, однако оставляет за собой право недоверчиво относиться как к Израилю, так и ко всему еврейству.

«Я люблю своих врагов. Всех много, а мы одни, нас мало. Надо учиться отстаивать свое».

И что же в итоге?

Раздвоенность натуры и двусмысленность ситуации делают из нашего героя фигуру трагическую, потому что обречен он на вечное одиночество. Нападают на него с разных сторона, а вот не принимает к себе ни одна. Остается только встать в позу, говорить парадоксами и высказывать особое мнение.

Может быть, потому при всех своих колоссальных потенциальных возможностях, художественном вкусе, глубоком понимании литературы и неистовой работоспособности – Дмитрий Быков, по гамбургскому счету, не стал ни известным поэтом, ни культовым писателем, ни ведущим журналистом, ни большим государственным деятелем, ни пламенным революционером. Даже настоящим учителем литературы ему не стать, потому что в литературе он видит только себя. Он призван изрекать истины и проповедовать, вещать и увлекать за собой, огромить и оглушить эрудицией, но никак не тянуть за собой слабого и помогать отстающему.

Какая сладость учиться у такого учителя сильному ученику, влюбленному в литературу – какая мука терпеть несносного учителя тому, кто на дух не переносит ни поэзию, ни литературу.

Те же самые приемы обольщения, привлечения зрителей в его интервью.

Тем, кто настроен с ним на одну волну, нет ничего приятнее, чем слушать Быкова. Но горькая мука тому, кто не готов воспринимать его откровения. Сколько натяжек можно сыскать в его монологах, сколько слабых мест и неубедительных аргументов. Одним махом способен Быков оскорбить и русских, и украинцев, и евреев, и прочих иностранцев. По большому счету ему наплевать на всех в его вселенной, где есть одна религия, одна национальность, одна позиция и одна родина. И зовется она – Дмитрий Быков.

Яков Бендерский

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке