Взлет на пороге смерти
Фото: пресс-служба
Взлет на пороге смерти

Интервью с Романом Григорьевичем Виктюком о "третьем" возрасте Флоренс Фостер Дженкинс и крыльях ангела в спектакле "Несравненная"

- Роман Григорьевич! Добрый день! Известно, что вы ставите новые спектакли каждый год к своему дню рождения. "Несравненная" по пьесе британского драматурга Питера Куилтера о певице Флоренс Фостер Дженкинс стала очередным подарком самому себе и нам - зрителям. Подарком уже немолодого человека - вы свой возраст не таите - выраженном в спектакле по пьесе о тоже далеко не юной певице Флоренс Дженкинс. Быть пожилым не было модно никогда. Часто ли драматурги обращаются к жизни пожилых, к старости? Насколько интересно ставить такие спектакли?

- Очень интересно! И это не зависит от возраста режиссера - моего в данном случае. Это зависит от смелости - хватает ли у создателей спектакля смелости задумываться о смерти и старости. Мы ведь очень боимся этих тем, боимся говорить о смерти. В искусстве, драматургии и литературе чаще говорят о любви, или об идеях любви, или даже так - об идеальной любви. Но мне кажется, что самая важная проблема, о которой нужно сейчас говорить - я в этом убежден - это проблема смерти. Потому что жизнь человеческая имеет три естественных стадии. И самая последняя - стадия старения, концентрирующая в себе старость духовную, то есть мудрость, соединение прошлого и будущего, передачу традиций. Если передачи традиций не происходит, то умирание ускоряется. Я говорю о смерти явлений, то есть о смерти театра. К сожалению, театр умирает и умирает по простой причине - преемственность поколений исчезает. Люди, определявшие художественные процессы, "владевшие" театром, а не только властвующие в нем, уже перешагнули или вступили в последнюю стадию жизни - в старость, и отношение к ним стало чудовищным. Театр получает удары со всех сторон - от государства, от критиков, от зрителей. И сыпятся эти удары на руководителей, определяющих эстетику и этику театра. А главный план существования театра - актеры, и они растеряны. Они начинают заниматься проблемами на стороне - кино, телевидением, халтурами, и театр незаметно, не спеша, но теряет свое назначение.

- В вашем спектакле как раз и затрагиваются вопросы предназначения театра, сцены, театральных подмостков и актера в их центре. Флоренс Фостер Дженкинс, как и вы, жила по собственным установкам, доказывая, что стандартов не существует, отстаивала свою непохожесть. Что важнее: искусство или мечта человека, должна ли творческая личность ориентироваться на "стандарты"?

- Это лишь один из планов спектакля "Несравненная", который мы привозим в Израиль. Второй его план это рассказ (а Флоренс Дженкинс - символ) о старости и старении на исходе жизни. Флоренс жила, не оглядываясь на мнение окружающих. Дженкинс - грузная, не очень красивая женщина, была фантастически харизматична. Дженкинс не нужны были ни деньги, ни успех, она служила музыке, а не расчету. Об этом непросто говорить сегодня, когда имитация оказывается важнее подлинного. У нее было свое понимание музыки и свой восторг перед ней. Оперная певица, у которой, по мнению специалистов, не было ни слуха, ни голоса, сумела добиться необычайной популярности у зрителей, обожавших ее за невероятную внутреннюю свободу.

- Спектакль также рассказ о том, что физическая старость и старение - вовсе не одно и тоже?

- Конечно. И о том, что мудрость и старение - это одно, а старость и дряхлость - другое. Флоренс - певица, артистка - и оставалась таковой до последнего вздоха. В нашем спектакле показан ее последний концерт в Карнеги-Холл в Нью-Йорке - ее апогей, высота взлета как актерского, так и человеческого. Несмотря на то, что все и все вокруг, включая общество защиты Верди, насмехались над ней, нападали на нее и пытались уничтожить ее как певицу, она прежде всего оставалась человеком, актрисой, а потом надела крылья ангела и хотя ей были противопоказаны балетные движения, пыталась танцевать и взлететь. Она настойчиво кричала миру "Я пела и буду петь до последнего вздоха!". И она, действительно, пела до последнего вздоха - вот об этой смелости и дерзости на пороге старости и смерти и рассказывает наш спектакль. Флоренс ужасно пела! Но то, что было у нее внутри - было прекрасно. Потому что внутри у нее была чистая мечта, которой она жила. Пение стало смыслом ее жизни. Мечту можно попробовать купить, как делают сейчас на эстраде… А для Флоренс мечта стала жизнью, она верила в свою звезду, даже когда все вокруг смеялись.

- На днях в Израиле проводился "День пенсионеров", в течение которого обсуждались многие вопросы - от финансовых до общественных. В частности, велись дискуссии на темы, могут ли люди, достигшие золотого, "третьего" возраста, реализовать себя или даже начать новую карьеру, используя накопленные силы и знания. Флоренс начинает выступать на сцене уже совсем немолодой…

- В том эпизоде, который показан в нашем спектакле - ей 65 лет. И тот день - это были 40-е годы 20-го века - стал для Флоренс лучшим. Я считаю, что "третий" возраст зависит от того, как прошли первые два периода - детство и зрелость. От того, как в них ставились и решались вопросы нравственности и совести. "Совесть" ведь пишется и проговаривается как "со-весть", и человек всю жизнь зависит от этих вестей и нитях свыше. Если ему удавалось правильно себя дергать за эти ниточки в первые два периода, то и в третьем периоде, в "третьем" возрасте будет новый взлет, новая молодость, новые крылья для полета, который уже не остановить - я в этом убежден. Кстати, платья с ангельскими крыльями Флоренс для своего последнего выступления придумала сама - образ ангела вдохновения с огромными крыльями за спиной. Именно в нем она предстает на обложке своего знаменитого альбома… И хотя имя Френсис Дженкинс так и не вошло в историю классической музыки, ее последними словами были: "Я пела, и я умерла счастливой". А значит, ее жизнь не прошла напрасно.

- В "Несравненной" взлет происходит на пороге смерти?

- Категорически "да"! Если поколение сохранило в себе детскую чистоту и веру, то переход в иной мир для этого поколения не страшен. Я дружу только с теми, кто живет именно так и отстаивает именно такие убеждения. Цифры возраста не имеют значения, а вот если детство в тебе исчезает, то надо задуматься. Если же применить эти принципы к театру, к русскому театру, то на моих глазах ушло поколение "великих детей". У великих артистов и в старости сохраняется детское ощущение мира и любви. Ульянов, Яковлев, Ефремов - мои друзья - один за одним уходили, потому что детство сегодня не востребовано. Над наивностью и чистотой издеваются. И потому великие уходят, объединившись. Я говорю страшные вещи, но это правда.

- Люди, сохранившие чистоту души и наивность, оказываются сегодня невостребованными, не у дел?

- Эти качества вызывают смех и цинизм, потому что мир сошел с ума и эти ценности в сумасшедшем мире никому не нужны. Мой великий земляк, львовянин Ежи Лец сказал "Жизнь прекрасна, если не вспоминать о прошлом и не думать о будущем". Это-то и грустно.

- Лец был еврей и философ-сатирик - едкое, пусть и не редкое сочетание. Немало его афоризмов из "Непричесанных мыслей" говорят о театре. Он же написал сентенцию "Актеры, сыграв свою роль, сходят со сцены. В театре". И вот еще: "Драматическое искусство еще отстает от жизни - когда-то оно поднимется до уровня нашего повседневного актерства?". Флоренс Фостер Дженкинс стала феноменально популярной и ушла и со сцены и из жизни, сыграв свою последнюю роль, спев последнюю партию. Была ли она счастлива?

- Общество сегодня требует записи действительности, а любовь и сумасшествие - мало востребованы, как были мало востребованы смелость, искренность, эксцентричность и невероятная внутренняя свобода Дженкинс. Надеюсь, что Флоренс ушла счастливой. Мой спектакль - крик миру с просьбой сохранить великих больших детей, которые до последнего вздоха не теряют чистого первоощущения. Ребенок никогда не говорит миру "нет". Эти люди говорили и говорят миру только "да".

Театр Романа Виктюка. "Несравненная!"

Автор пьесы - Питер Куилтер

Постановка, режиссура и музыкальное оформление - Роман Виктюк

Сценография - заслуженный художник РФ Владимир Боер

Костюмы исполнены под руководством Елены Предводителевой

Концертмейстер - Марина Попова

Режиссер по пластике - Владимир Аносов

Режиссер - Андрей Боровиков

Помощник режиссера - Людмила Исакович

Перевод пьесы с английского Виктора Дальского и Ирины Симаковской

Действующие лица и исполнители:

Флоренс Фостер Дженкинс - заслуженный артист РФ Дмитрий Бозин

Косме МакМун - Игорь Неведров/ Сергей Захарин

Сэйнт Клэр - Александр Дзюба

Дороти - заслуженная артистка РФ Екатерина Карпушина / Мария Казначеева

Мария - Иван Иванович

Миссис Вериндер-Гедж - заслуженная артистка РФ Людмила Погорелова

 

Ашкелон, 10 ноября, понедельник, "Гейхал ха-Тарбут", 20:30

Хайфа, 11 ноября, вторник, "Театрон ха-Цафон", 20:30

Беэр-Шева. 12 ноября, среда, "Гейхал ха-Тарбут", 20:00

Тель-Авив, 13 ноября, четверг, театр "Гешер" - зал "Нога", 20:30

Продажа билетов на gastroli.co.il и в кассе "Браво".

Организатор спектаклей театра Романа Виктюка - Марат Лис и компания "Cruise International"

Фотографии предоставлены пресс-службой театра Романа Виктюка

Маша Хинич

counter
Comments system Cackle
«агрузка...