И непродажный Серов - на продажу
Фото: пресс-служба
И непродажный Серов - на продажу

"Портрет Марии Цетлин" кисти Валентина Серова, одна из центральных работ коллекции Музея русского искусства в Рамат-Гане, вот-вот пойдет с молотка на аукционе "Кристис"

 

А что же общественность, которой принадлежит этот экспонат да и вся коллекция? Общественность, в массе своей, вообще не знает о существовании музея, не говоря уже о картине. Причина - многолетнее небрежение и отсутствие финансирования. Пора ознакомиться с музеем и его коллекцией, а заодно - выступить против грядущей продажи картины.

Постараюсь без излишних эмоций подытожить то, что происходит вокруг картины. Не называю ни одного имени - не имею права.

Все, что написано ниже - мое личное частное мнение.

Эта пока что еще не законченная история может стать сценарием отличного детективно-исторического сериала минимум на 3 сезона - столько в ней действующих лиц, эпох, хитросплетений, обстоятельств и денег - очень много денег.

Не будут повторять историю семьи Цетлин - она описана неоднократно. К примеру, здесь http://www.vestnik.com/issues/2003/0625/koi/shalit.htm, http://www.vestnik.com/issues/2003/0709/win/shalit.htm, http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7206.php и http://www.lechaim.ru/ARHIV/222/hazan.htm. А также в каталоге рамат-ганского Музея русского искусства, посвященного коллекции Цетлиных.

Частично историю о том, в каком плачевном состоянии многие годы находилась коллекция, переданная Марией Цетлиной в дар городу Рамат-Гану при полученном ею разрешения от прямых наследников на вывоз коллекции из США в Израиль, и передаче коллекции в дар городу (городу, а не муниципалитету); о том, как коллекция первоначально хранилась в сарае с садовым инвентарем, а потом была выставлена в городской библиотеке и уже тогда разграблена при попустительстве муниципалитета, можно прочитать в статье в газете "Маарив" от 1984 года - вот здесь: http://www.jpress.nli.org.il/Olive/APA/NLI_heb/

Часть коллекции исчезла еще в 1960-е годы.

Мои весьма слабые попытки привлечь к этой теме 9-й и 10-й каналы, газеты "Едиот Ахронот" и "Вести" успехом не увенчались.

Никто из "русских" политиков этой темой не заинтересовался.

Министерство культуры занято исключительно спортом.

В Израиле (насколько я знаю - полностью не успела проверить) есть закон о национальной ценности находок из археологических раскопок (принятый после известной истории с Моше Даяном), но, как я понимаю, нет закона о национальном достоянии предметов искусства.

В СМИ сообщалось также, что находящийся под следствием прежний мэр Рамат-Гана пытался присвоить некоторые работы этой коллекции, но они были возвращены в музей.

Музей - городской, а не государственный, а это две большие разницы.

А теперь детектив с неизвестной пока что концовкой:

Около двух недель назад стало известно, что картину кисти Серова "Портрет Марии Цетлин", являющуюся центральным экспонатом коллекции Цетлиных рамат-ганского музея Русского искусства, упаковали и вывезли в Лондон на аукцион "Кристис" по инициативе рамат-ганского муниципалитета. Об этом подробно написано здесь: http://newsru.co.il/israel/29oct2014/serov_501.html.

Известно это стало из двух источников. Во-первых, от работников музея, которых никто заранее не поставил в известность об "изъятии" картины. Во-вторых - от родственницы семьи Цетлин, живущей в США, к которой обратились сотрудники аукциона "Кристис" с просьбой подтвердить, что на портрете кисти Серова изображена действительно Мария Цетлин (это часть атрибуции произведений искусства называется provenance). Только после ее звонка друзьям в Израиль стало известно, что картина выставлена на аукцион в Лондоне.

Легко себе представить, что не все проводят время в постоянном отслеживании обновлений сайта аукциона. Профессионалы же за этим следят. Коллекционер из-за рубежа немедленно обратился в муниципалитет Рамат-Гана с просьбой продать ему картину по цене в два раза превышающей заявленную на аукционе. Ему было отказано.

В ответ на официальные обращения в муниципалитет сайта newsru и радио РЭКА - государственного радио - были получены ответы, что доходы от продажи картины пойдут на финансирование рамат-ганских музеев (заявлено, что у города нет денег на музеи, хотя известно, что 2013 год муниципалитет завершил с положительным сальдо), что картина не представляет особой ценности (при этом не объяснено, почему же стартовая цена лота номер 15 на ноябрьском аукционе "Кристис" в Лондоне - 2 миллиона фунтов) и что практика финансирования музеев за счет продажи шедевров принята во всем мире (весьма спорный постулат).

Музей русского искусства - один из четырех музеев, входящих в объединение рамат-ганских музеев. У объединения есть генеральный директор - Меир Аронсон. Он - известный искусствовед и он же - главный куратор рамат-ганского Музея современного израильского искусства. Получить от него реакцию пока не удалось. Так же не удалось пока что получить протокол заседания рамат-ганского муниципалитета, на котором было принято решение о продаже картины.

Вряд ли чиновники рамат-ганского муниципалитета знали имя Серова до всей этой истории. А также имя Марии Цетлин. Создается впечатление, что за этим полотном Серова давно "охотились", и нашлись люди, которые вывели охотников на правильный след. Напомню, что оборот на мировом рынке искусства больше, чем на рынке торговли оружием.

Аукцион "Кристис" - частный аукцион. На нем приняты несколько иные правила игры, чем, скажем, на "Сотбис". Например, "Правило исключительности". Лот аукциона может быть продан за день до начала торгов в исключительном порядке.

Юридический отдел "Кристис" подтверждает, что все сопроводительные документы картины Серова из коллекции семьи Цетлиных рамат-ганского Музея Русского искусства в полном порядке. Не сомневаюсь, что юристы муниципалитета привели все требуемые документы в полный порядок и в соответствие с требованиями аукциона. Эксперты "Кристис" утверждают, что это полотно - ценнейшее - http://ria.ru/culture/20141030/1030950816.html.

Мое сугубо личное мнение: картина "заказана" и покупатель уже известен. Возможно, что я глубоко заблуждаюсь.

Комментарии на эту тему можно прочитать вот здесь: https://www.facebook.com/masha.hinich/posts/10152771738384909?pnref=story.

Приостановить продажу картины может ТОЛЬКО обращение жителей Рамат-Гана в суд. Попытка обращения к государственному контролеру группы "Дор ва-хеци"- https://www.facebook.com/dor1vahetsi/posts/329998667185385 - пока не принесла плодов.

Обращение в суд должно быть организовано очень быстро и это стоит очень больших денег. Еще раз повторю - ОЧЕНЬ больших денег.

И последнее: надо отдавать себе отчет в том, что помимо возвращения картины, борьба также идет за сохранение и улучшение финансирования Музея Русского искусства.

И не забудьте про "Протестный поход в музей", который намечен на 14 ноября 2014 г. - https://www.facebook.com/events/599528766820538/.

Можно не только переживать о портрете Марии Цетлин, но и подписываться о своих переживаниях - http://www.atzuma.co.il/serov

Статья Лизы Розовской, переведенная на русский, на сайте http://www.ha-makom.co.il/article/rozovsky-ramat-gan-russian-museum-translated

Маша Хинич

counter
Comments system Cackle
Загрузка...