Читайте также
Уход российских фестивалей из Юрмалы вызвал противоречивую реакцию в Латвии. Предприниматели ожидают банкротств в ресторанном и гостиничном сегменте, политики рассуждают о "мягкой силе" России, а Юрмала, несмотря ни на что, ожидает прироста потока туристов.
На протяжении 13 лет "Новая волна" была центральным событием фестивальной жизни Юрмалы, и каждый год ее подготовка сопровождалась очередной волной слухов о том, что "теперь уж точно последняя". Причины были разные: от споров вокруг права на эксплуатацию VIP-ресторана в концертном зале "Дзинтари" до негостеприимных заявлений местных националистов.
Тогда юрмальские чиновники и предприниматели в один голос говорили: "Новая волна" вернула Юрмале репутацию международного (преимущественно русского) курорта, утраченную с развалом СССР.
С появлением "Новой волны" латвийский курорт действительно начал меняться: новостройки вместо пустырей и бутики вместо разбитых витрин. Все ориентировано в первую очередь на российских туристов, которые в Юрмале заметны без всякой статистики. А согласно данным Центрального статистического управления, россияне составляют около 20% общего числа туристов в Латвии.
Прошлым летом, на фоне обострения отношений между Россией и ЕС, споры о вреде и пользе "Новой волны" вышли на новый уровень. Местные политики все жестче высказывались о "мягкой власти" России, под которую попадала и "Новая волна".
"Конечно, поп-культура – это тоже "мягкая власть". И тут она даже не российская, а советская, – говорит Русской службе Би-би-си экс-министр иностранных дел Латвии и евродепутат Артис Пабрикс. – В России все это переплетается – советское, имперское и российское. И власти умеют это использовать".
За три дня до открытия последней "Волны" министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич объявил невъездными Иосифа Кобзона, Валерию и Олега Газманова, которые собирались принять участие в программе фестиваля. Все трое, по мнению латвийского МИДа, активно поддерживали аннексию Крыма и могли распространять политические заявления со сцены концертного зала "Дзинтари".
На протяжении последующих месяцев в СМИ активно обсуждались слухи о том, что "Новая волна" уходит то в Крым, то в Сочи. А в январе стало известно, что Юрмалу покидают сразу четыре российских фестиваля.
"Новая волна" ушла не одна
"Этим летом в репертуаре концертного зала "Дзинтари" нет традиционных российских фестивалей: "Новой волны", КВН, "Юрмалины" и Comedy Club", – говорит Русской службе Би-би-си мэр Юрмалы Гатис Трукснис.
Организаторы КВН и "Юрмалины" официально отказались от резервации концертного зала на лето 2015 года. Однако, по словам Труксниса, они просили забронировать сцену на лето 2016 года.
Что касается "Новой волны" и Comedy Club, то представители этих фестивалей не информировали Юрмальскую думу об официальном отказе. Но и подтверждения бронирования в сроки тоже не предоставили, в связи с чем Юрмальская дума начала переговоры с организаторами альтернативных мероприятий.
Тут, по словам Труксниса, проблем не возникает – Юрмальская дума уже получила около 15 заявок, в том числе из России и Украины. В латвийских СМИ появилась информация о том, что Игорь Крутой готовит в Юрмале некий музыкальный фестиваль, который не будет транслироваться российским телевидением. Однако эту версию опровергают как в Юрмальской думе, так и в руководстве комплекса "Дзинтари".
Что касается причин массового исхода россиян из Юрмалы, то тут все причастные винят украинский кризис. "Надо думать, никто не сомневается в том, что это вопрос большой политики, – говорит Гатис Трукснис. – Когда ситуация стабилизируется, допускаем, что часть фестивалей вернется в Юрмалу".
А вот посол России в Латвии Александр Вешняков намекнул журналистам, что о возвращении речи пока не идет. По его словам, основатель "Новой волны" Игорь Крутой в личной беседе назвал "низкими" действия латвийского МИДа в отношении российских артистов, включенных в "черный список".
Он также отметил, что "Новая волна" может вернуться в Латвию, если организаторы получат гарантии того, что в дальнейшем этого не повторится. Латвийская сторона, в свою очередь, таких гарантий дать не может.
Министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич, комментируя уход фестивалей, заявил агентству LETA, что "вопрос оставаться или не оставаться в Латвии, находится в ведении организаторов". А сам Ринкевич не в состоянии запретить частные мероприятия.
Комментируя пессимистические прогнозы юрмальских бизнесменов, министр сказал, что "критически относится к таким высказываниям".
Россиян заменят немцы
В городе-курорте понимают, что уход российских фестивалей – это отток российских туристов, а значит – и сокращение доходов. Местные власти смотрят на запад и ждут шведов с немцами.
"Бесспорно, уход фестивалей почувствуют предприниматели, – признает мэр Юрмалы Гатис Трукснис. – Но крупнейшие юрмальские СПА-отели утверждают, что раньше в пик сезона, когда в городе проходили упомянутые фестивали, им приходилось отказывать другим иностранным туристам ввиду переполненности гостиниц".
Мэр считает, что ситуация не должна сказаться на заполняемости гостиниц. По его словам, за прошлый год количество туристов в Юрмале увеличилось на 15-20%. В этом году ожидается рост в 10-12%.
В одном из крупнейших юрмальских отелей Jurmala SPA также сохраняют оптимизм и говорят, что заявки на летнее время уже поступают, причем из разных стран.
Однако оптимизм разделяют не все. "Ничто не будет, как раньше, будет гораздо хуже, – говорит совладелица ресторана "Славянский" Татьяна Силова. – Людей стало меньше, и это уже было видно на зимних каникулах".
"Многие приезжали посмотреть именно на ту Юрмалу, которую показывают по телевизору, – продолжает Татьяна Силова. – Некоторые рестораны могут обанкротиться".
Глава латвийской Ассоциации гостиниц и ресторанов Янис Валодзе указывает на диверсификацию: не будет россиян, будет кто-то другой. "Возможно, некоторым гостиницам придется снизить цены – номер может стоить 300 евро вместо 600", – заявил Валодзе Русской службе Би-би-си.
Андрис Тионс, владелец пляжного клуба Havana Club и представитель фестиваля Comedy Club с латвийской стороны, предполагает, что доходы предпринимателей могут упасть на 40-50%, и многим придется искать новую клиентуру.
"Да, абонемент на сезон у нас стоил 1500 евро. И думаю, эта цена останется. Но мы будем думать и о том, как привлекать местных жителей", – говорит Тионс.
"Юрмала потеряла рекламу, которую можно оценить в несколько миллионов, – говорит Русской службе Би-би-си глава туристической компании Baltic Travel Group Влад Корягин. – Видимо, Юрмале придется стать более доступной, так как российские фестивали создавали ажиотажный спрос на гостиницы, номера продавались по заоблачным ценам".
Пока еще в Юрмале сохраняется эффект "Новой волны", у местных предпринимателей есть возможность переориентироваться на новые рынки и направления.
Оксана Антоненко