Поездки на Мертвое море лучше начинать издалека, например, в районе Иерусалима. Именно так и поступила группа русскоязычных журналистов под предводительством министра туризма Стаса Мисежникова. Исходная точка маршрута была совсем рядом со столицей, но за "зеленой чертой" - на винодельне "Псагот", не самой именитой, но выпускающей очень приличное вино. Посетителям там не только устраивают дегустацию, но и демонстрируют фильм, в незамысловатой форме рассказывающий о том, что евреи выращивали виноград в этих местах во времена, описанные в ТАНАХе, и хорошо бы им снова заняться тем же.
Следующей точкой маршрута стал музей мозаики, действующий уже два года, но пока не слишком известный широкой публике. Его разместили в турецком караван-сарае XIX века, который назывался "Добрый самаритянин" (музей унаследовал это имя). Разумеется, не просто так - где-то поблизости как раз и произошла история, о которой говорится в Евангелии от Луки. Караван-сарай всегда был заполнен христианскими паломниками. Поток этот не прекращается и сейчас, только место для ночлега им приходится искать другое.
Территориально музей расположен около Маале-Адумим, на границе владений колен Биньямина и Иуды. Мозаики, в основном, подлинные, хотя настоящие шедевры все же хранятся в музеях покрупнее, например, в иерусалимском. Но и то, что собрано в бывшем караван-сарае, может надолго приковать ваше внимание. Создавались мозаики в разное время и разными людьми - теми самыми самаритянами, римлянами, византийцами, иудеями. Их обнаружили среди руин синагог и церквей на территории сектора Газа, Иудеи и Самарии и собрали в одном месте, где с ними не разделаются варвары. Подобных музеев в мире немного, если быть точным, то, кроме израильского, есть всего два - в Турции и Тунисе.
Еще один объект, куда направилась группа, тоже связан с религиозным туризмом. Это место называется Каср эль-Яхуд. Оно считается для христиан третьим по значимости после Храма Гроба Господня и Церкви Рождества Христова. По преданию именно там в водах Иордана был крещен Иисус.
Раньше, чтобы добраться до берега, было необходимо получить разрешение у армии (по Иордану проходит граница, и забыть об этом и по сей день не дают таблички "Осторожно, мины", которыми уставлено все вокруг). Теперь же никаких пропусков не требуется. Еще одно нововведение - мостки, по которым удобно спускаться в воду. Все это совершенно замечательно, но никак не ликвидирует отставания от иорданской стороны, - на том берегу быстрыми темпами строятся церкви всех направлений христианства. На нашем стоят развалины - базилики вначале пострадали от землетрясения 1956 года, затем от военных действий в 1967 году, а потом, когда район был закрыт для посещений, над ними изрядно потрудились время и климат. Признаков реставрационных работ в Каср эль-Яхуд не видно, так что поручиться за то, что паломники предпочтут идти к реке с нашей, а не с иорданской стороны, пока трудно.
Последней точкой маршрута стал пляж Калия - самый северный пляж Мертвого моря. Повисшие в воздухе мостки наглядно демонстрируют, с какой скоростью уходит вода. Да и то место, где построен нависающий над ними ресторан, еще совсем недавно было морским дном. Мертвое море объявлено районом экологической катастрофы, но, как оказалось, единого центра, координирующего усилия по спасению этого уникального природного объекта, не существует. Министерство туризма занимается южной частью водоема - той, где расположены заводы и все гостиницы. Там сейчас идет затопление, из-за которого отели могут оказаться в воде. Северная, стремительно мелеющая часть моря - епархия министерства национальных инфраструктур.
Кажется, что двум ведомствам, возглавляемым членам одной партии - НДИ - не составит труда объединить усилия, но пока этого не произошло, возможно, из-за того, что в министерстве туризма решили сосредоточить все усилия на одной задаче. Этой задачей является включение Мертвого моря в список природных чудес света.
Стас Мисежников признал, что это будет нелегкая битва. Конкурс, в котором 7 творений природы официально получают статус чуда, проводит базирующийся в Швейцарии международный фонд New7Wonders, которому удалось привлечь внимание едва ли не всех жителей планеты. Чтобы победить в соревновании, нужно заполучить 300-400 миллионов голосов!
Вначале в оргкомитет поступают сотни заявок, потом отбираются 28 претендентов, а кто из них войдет в семерку победителей, решают участники голосования. Зачем все это нужно? Если говорить в чисто практическом смысле, то это гарантирует расцвет туризма. Даже сам факт включения того или иного природного объекта в список номинантов, вызывает повышенный интерес к нему, а уж победа в конкурсе! В 2007 году среди выигравших оказалась иорданская Петра и, в самые кратчайшие сроки, туда прибыло 300 тысяч туристов. По самым скромным подсчетам, туристический поток такой интенсивности приведет к созданию 10-12 тысяч новых рабочих мест, а денег, вероятно, хватит на реализацию вменяемого проекта по спасению моря. Текущее голосование завершится через 114 дней - 11.11.2011 (а предыдущее закончилось 07.07.2007). Пока у Мертвого моря неплохие шансы, но и конкуренты у него серьезные - Амазонка, Галапагосские острова, Килиманджаро, Везувий, Комодо, Мальдивы. Так что без вас Мертвому морю не победить.
Как принять участие в голосовании? Надо зайти на сайт фонда - https://www.new7wonders.com/ - и следовать простой инструкции (отметить 7 претендентов, заполнить личные данные, проголосовать, а затем подтвердить факт регистрации по электронной почте). А потом стоит рассказать о конкурсе своим друзьям. В министерстве считают, что среди активных сторонников Мертвого моря много россиян. Значит, к ним и стоит обратиться.
А теперь еще несколько ссылок - это страницы, посвященные конкурсу в социальных сетях.
https://www.facebook.com/New7WondersofNature
https://www.youtube.com/user/New7WondersOfNature
https://twitter.com/#!/New7Wonders
https://www.flickr.com/photos/45483006@N06/galleries/
Наверное, это самая серьезная возможность помочь уникальному водоему. Есть и акции не столь масштабные, но тоже способные дать нужный результат. Скажем, в сентябре на Мертвое море приезжает известный фотограф Спенсер Тюник, который обрел широкую популярность благодаря массовым съемкам обнаженных людей. Его появление гарантирует повышенный интерес мира к месту, где идет фотосессия. Но деньги (60 тысяч долларов) для него собирали, что называется, всем миром, через интернет-сайт, а министерство туризма было вынуждено делать вид, что о приезде Тюника не знает. Мисежников дал понять, что любая другая реакция стала бы нарушением статус-кво, а в Израиле это верный путь к коалиционному кризису. Там, где правительство предпочло не вмешиваться, выручили израильские СМИ на иврите и русском, рассказавшие читателям, как помочь фотографу.
Читайте также
Текст и фото: Гарри Резниковский