Четверг

Будем жить до 135 лет?

На этой недели испанские ученые обрадовали мир, заявив, что разгадали причину раннего старения и знают, как продлить человеческую жизнь.

12.08.2015

Ученые близки к решению главной задачи человечества

Что обнаружили испанцы

Средняя продолжительность жизни человека не составляет сегодня даже 80 лет. В каких-то странах она выше, например, в Японии, а где-то ниже. У российских мужчин, как известно, она не дотягивает даже до 70 лет и составляет в среднем 65 лет. То есть наши мужчины и состариться не успевают. Между тем авторы большинства исследований и раньше заверяли, что человеческий организм рассчитан на гораздо более длительный срок жизни. И 150 лет - это далеко не предел. Человечество во все времена билось над вопросом, как продлить жизнь человека, и если не сделать его бессмертным, то хотя бы дотянуть его существование на Земле до 100 лет. Между тем, только редким счастливчикам удается дожить до векового юбилея и лишь единицам перевалить за эту черту.

И вот на этой неделе испанские ученые выступили с радостной вестью. В ходе лабораторных исследований, которые проводились на мышах, ученые из института Овьедо, выявили белок, который отвечает за изменение программы жизни клеток организма. Блокировов этот белок, грызунов смогли вылечить от разных болезней. В том числе от такого редкого заболевания, как прогерия, то есть преждевременное старение организма. До сей поры эффективного лекарства от него не существовало, а люди, страдающие от этого страшного недуга, в большинстве случаев, способны были дожить лишь до 18 лет.

Уничтожение вредного белка у мышей помогло не только остановить преждевременное аномальное старение, но и омолодить другие клетки. Как говорят ученые, этот самый белок старения просто блокирует процесс образования стволовых клеток, что приводит к старению организма. Если его подавить, то клетки будут перепрограммированны и начнут снова молодеть.

Как сообщила местному порталу Espanarusa автор исследования Клара Сория-Валлес, результат оказался гораздо эффективнее, чем ожидали ученые, начиная свою работу четыре года назад, в 2011-м. Он также превзошел результаты других, подобных исследований.

Ученые ожидают, что благодаря новому молекулярному препарату средняя продолжительность жизни человека может быть увеличена до 135 лет. При этом 70-летние смогут выглядеть на 40 и даже меньше. По обещанию ученых, те люди, которым уже перевалит за сотню лет, будут выглядеть как сегодняшние 70-летние. Такими же они будут и по своим физическим возможностям. Пока все это звучит как отрывок из какого-нибудь фантастического романа, но, как заявляют испанские ученые, мыши - удачная модель для проведения аналогий с человеком в отношении патологии старения.

В медицине, надеются испанцы, их метод начнут применять уже в ближайшее время, чтобы омолодить организм. А вскоре и вообще это станет обычной процедурой. Близится ваш возраст к пенсионному, вы отправляетесь на процедуру омоложения и выходите оттуда, скинув сразу лет 40. На пенсию в таком виде вас точно уже никто не отправит. Но, согласитесь, если жить до 150, то даже в 70 лет уходить на пенсию как-то неприлично.

Опыт ученых других стран

И, конечно, не только испанские ученые добились таких фантастических результатов. Российские биологи еще дольше бьются над проблемой борьбы со старостью. Известный российский академик, доктор биологических наук Владимир Петрович Скулачев несколько лет назад изобрел свое средство от старости. Его еще называют ионы Скулачева или капли Скулачева. Исследование препарата, который представляет из себя мощный антиоксидант, изобретенного нашим ученым, тоже лабораторно доказало, что способно избавить от многих болезней и замедлить процесс старения, продлив существование до 120 лет и больше.

Ученый уверен, что хоть и заложено человеку его биологической программой увядать и стареть, а этот процесс запускается уже с 14 лет, приостановить его можно.

К слову, сами люди тоже ускоряют собственное старение. Доказано, что быстрее, например, стареют люди страдающие ожирением, сокращают свою жизнь курильщики, отравляя свою жизнь вредным дымом. Но если даже похудеть и перестать курить, все равно не получится увеличить свою жизнь сразу на несколько десятилетий. Нужны более радикальные способы.

Ученые из Северо-Западного университета в США, например, нашли самый "простой" из них. Оказывается, нужно просто выключить "генетический переключатель". Так, как это происходит у червей. Понаблюдав за ними, ученые решили, что такой же метод применим к людям.

Как показало исследование на червях, "генетический переключатель" автоматически переворачивается, когда это беспозвоночное животное достигает половой зрелости. Ученые обнаружили, что в стрессовый период, чтобы защитить клетки и сохранить жизненно важные сложные белки и функции, так называемый датчик переключается сам собой. Значит есть надежда научиться переключать его и на людях.

А вот китайские ученые более просты в своих исследованиях. Они выяснили, что долголетию способствует острая пища. Именно она служит своеобразным генетическим переключателем. И не у червей, а у людей.

Исследование ученые из Поднебесной проводили на 500 000 китайцах. Возраст участников - от 30 до 80. Исследование показало, что те, кто ежедневно ел перец чили, в отличие от тех, кто не любит ничего остренького, меньше болели сердечно-сосудистыми заболеваниями, у них реже встречались онкологические заболевания, болезни дыхательной системы, у них редко бывает ишемия сердца.

Секрет перца чили в том, что в его состав входит такое вещество, как капсаицин, который может противостоять воспалительным процессам в организме человека, повышать его иммунитет. В то же время, несмотря на всю пользу острой пищи для здоровья, не стоит ею злоупотреблять.

Настоящий эликсир молодости

В общем, если верить ученым всего мира и самым разнообразным научным трудам, то большинство из них сходятся к тому, что старение человеческого организма на треть зависит от запрограммированности наших генов. Что касается двух других третей, то они зависят от влияния токсинов, содержащихся в окружающей среде. От всевозможных вредных наших с вами привычек.

Специалисты из Университета Дьюка (Duke University) пришли к выводу, что процесс старения организма начинается уже в 26 лет. И основная причина преждевременного старения не генетика, а нездоровый образ жизни и плохая экология. В ходе исследования ученые выяснили, что некоторые люди в 38−40 лет, по своему биологическому возрасту не достигают и 30, а некоторые "тянут" на все 60 и стареют за один год, как за три. Значит работу нужно вести именно в этом направлении.

В Швейцарии ученые уже закончили испытание, которое проводили над обычными мухами. Насекомому внедряли ткань копированных генов. Под воздействием копии гена, или как он еще называется ahuizotl, больные и зараженные клетки у мух разрушались, останавливался процесс старения, а целые клетки оставались неизменными. Жизнь мухи увеличивалась на 50 процентов. Ученые говорят, что люди тоже наделены таким геном и в течение 20 лет закончат работу над созданием эликсира молодости на основе этого гена. И тогда человечество сможет пользоваться этим препаратом, как обычным лекарством.

Что делать сейчас?

Все эти новости вселяют оптимизм. Но люди постарше спросят, что делать тем, у кого нет времени ждать, когда появится волшебное средство от старости. Как показывают последние исследования, главное не спешить под нож пластического хирурга. Как выяснилось, пластические операции сказываются на работе мозга. И все, кто хотя бы раз делал пластику, подверг свой мозг преждевременному старению. А именно старение мозга ускоряет процесс увядания всего организма. Чтобы не стариться раньше времени, соблюдайте простые правила:

1. Увеличивайте умственные нагрузки. Учите языки, читайте, пишите, чем больше занят ваш мозг работой, тем на дольше вы отодвинете время старости.

2. Не объедайтесь. Этого правила, кстати, жестко придерживаются японцы. Считая, что вместо 2500 калорий им вполне хватит 1500. Так вы устроите клеткам разгрузку и поддержите их активность. Лучше всего питаться почаще, но маленькими порциями, чем редко и помногу.

3. Восточные люди уверены, что меню должно соответствовать возрасту. После 50 в рационе должны быть кальций, магний, которые поддержат вашу костную систему. Творог, сыры, орехи, рыба. В сыре, опять же, содержится селен, который так необходим мужчинам после 40.

4. Занимайтесь подходящим для себя занятием, любимой работой. Вообще считается, что люди, которые не работают, выглядят на 5−10 лет старше тех, кто занят на службе. Казалось бы, наоборот, у неработающих людей более спокойная и размеренная жизнь, но отсутствие интереса сказывается и на внешности, и на здоровье. Социологи даже выявили, что есть профессии которые помогают сохранить молодость. К их числу относятся профессии дирижера, философа, художника и священника.

5. Лучшее средство от старения - любовь. Если дважды в неделю заниматься сексом, то можно выглядеть моложе сразу на 14 лет. Как утверждают сексологи, во время секса в организме вырабатывается гормон эндорфин, который иначе называют гормоном счастья. Он способствует укреплению иммунной системы.

6. Старайтесь на все происходящее иметь свою точку зрения. Доказано, что осознанно живущий человек редко впадает в депрессию и уныние.

7. Двигайтесь. Ходите, делайте зарядку. Считается, что даже восьми минут нехитрого занятия спортом бывает достаточно для того, чтобы держать себя в форме.

8. Спите в прохладной, проветренной комнате. Если температура будет не выше 20 градусов, а лучше градусов 17−18, ваш обмен веществ улучшится.

9. Любите себя и балуйте. Наши пенсионеры привыкли жить экономно, лишний раз себе ничего не позволяя. Но хотя бы иногда балуйте себя обновами, разными вкусностями. В любом возрасте хочется хорошо выглядеть, не отказывайте себе в этом и это принесет радость.

10. Давайте волю чувствам. Не стоит смотреть на окружающих злобными глазами и ненавидеть все вокруг. Но и сдерживать все время свои эмоции, тоже не стоит. Если вам что-то не нравится или вы недовольны чем-то, говорите об этом вслух. Доказано, что онкологические заболевания чаще всего возникают у тех, кто привык сдерживать свои эмоции.

Татьяна Алексеева