Алан Фридман, автор вскоре выходящей из печати биографии бывшего премьер-министра Италии Сильвио Берлускони, публикует в Financial Times отрывки из интервью с героем своей книги, а также с президентом РФ Владимиром Путиным, которого с Берлускони связывает тесная дружба.
На первый взгляд это два очень разных человека - один "миллиардер, медиамагнат и шоумен", другой - "аскетичный на вид бывший сотрудник КГБ, искусный дзюдоист и мастер дестабилизации, ставший чуть ли не царем и постоянным раздражителем для Запада", говорится в статье. По словам автора, "отношения Берлускони и Путина, этой странной пары в международной политике, давно уже вызывают споры. Западные дипломаты не первый год пытаются постичь природу их дружбы. Один американский посол в Риме, судя по депешам, опубликованным Wikileaks, приписывал им сомнительные дела и дикие вечеринки. Берлускони эти утверждения категорически отвергает". Сам Фридман считает, что отношения Путина и Берлускони "коренятся в обоюдной личной заинтересованности и неподдельном восхищении".
По словам биографа, "Берлускони, который замышляет крайне маловероятное возвращение в политику, пытается играть роль посредника между Москвой и Западом". Этим он "временами приводит в ужас и раздражает итальянское правительство, которое сейчас возглавляет Маттео Ренци". В Италии Берлускони "впадает во все бόльшую изоляцию и с большей решимостью, чем когда-либо, защищает Путина".
Российский президент назвал Берлускони "последним из могикан", пояснив: "Он не просто живет от выборов до выборов. У него широкий, стратегический взгляд на вещи".
"Думаю, из всех вещей, что я сделал за свою жизнь, этим я горжусь сильнее всего", - сказал Берлускони о саммите, на котором был в 2002 году создан Совет Россия-НАТО, замышлявшийся, по словам Фридмана, "как противовес расширению" Североатлантического альянса. "Понимаете, - добавил он, - это ведь был момент, когда закончилась холодная война".
Путин создание Совета оценил как "позитивный момент в деле налаживания долгосрочного партнерства между Россией и НАТО. Он создал условия для долгосрочного сотрудничества. Но, к сожалению, мы - и здесь я имею в виду всех, не перекладываю ни на кого вину - мы не смогли извлечь максимальную пользу из соглашения, которое было достигнуто в Италии. Соглашение между Россией и НАТО само по себе - это, несомненно, платформа для выстраивания отношений, но нужны были и перемены в практической политике. К сожалению, их мы не увидели".
"Есть люди, которые хотят вбить клин между Европой и Россией или Украиной и Россией, - продолжил российский президент. - Мы это очень хорошо понимаем. И временами те, кто преследует такие цели, добиваются успеха. Но это говорит лишь о том, что мы недостаточно эффективно работаем. Мы никому не позволим втянуть нас в какую-то новую холодную войну. Мы не допустим, чтобы это произошло".
"Путин в Сирии борется с ИГ и повстанцами, - сказал Берлускони, - и это правильно". Говоря об Ираке и Ливии, он сделал следующее утверждение: "Этими странами нельзя управлять как демократиями в нашем понимании этого слова. Ими нужно управлять, как режимом, и желательно, чтобы лидер был благодетельным и не кровожадным. В мире, где существуют ИГ и государства-банкроты вроде Ливии и Сирии, это единственный способ гарантировать мир и стабильность. Нужен сильный руководитель, который будет бороться с терроризмом".
Читайте также
Как пишет Фридман, "Берлускони с характерным оживлением называет Путина "нумеро уно" среди мировых лидеров. "Владимир - прямая противоположность тому образу, каким его изображают западные СМИ. Он по-настоящему чувствительный, глубоко чувствующий человек, он всегда уважительно относится к остальным. Это мягкий, утонченный человек". Возвышая голос, Берлускони говорит, что "совершенно не согласен" с политикой ЕС, США и НАТО, которые обложили Россию санкциями за аннексию Крыма и ее роль в войне на востоке Украины, где установился хрупкий мир. "Люди в Крыму говорят по-русски и на референдуме проголосовали за воссоединение с матушкой Россией", - говорит он. "Эти санкции против российских граждан - неправильная политика. Выгонять Россию из "большой восьмерки" - это не дело. Жаль, но поведение западных лидеров в связи с Украиной, мне кажется, может вернуть нас к изоляции России, существовавшей до тех пор, пока мы не подписали соглашение [о создании Совета Россия-НАТО] в Практика-ди-Маре. Честно говоря, на Западе сейчас, с моей точки зрения, нет ни единого лидера".
"Было вкусно, - вспомнил итальянский политик свой недавний визит в подвалы крымского винодельческого комбината "Массандра". - Мы посетили эту знаменитую винодельню, и они попросили продегустировать их вина. И внезапно разрешили нам попробовать из этой бутылки вина XVIII века. Они ею очень гордились. Фантастика".