Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+30+16
Иерусалим
+28+15

Салат

А
А

Ирина Купченко: Виновато государство. Родители. Учителя

Ирина Купченко, исполнившая главную роль в фильме "Училка", рассказала о реакции учителей на ленту.

24.11.2015
Источник:Собеседник
Zahav.ru kino-teatr.ru

Читайте также

Ирина Купченко, исполнившая главную роль в фильме "Училка", рассказала Sobesednik.ru о реакции учителей на ленту.

Так получилось, что как раз накануне премьеры нам снова напомнили о "школьном стрелке": дело подростка из Отрадного, который застрелил из ружья учителя, полицейского и взял в заложники одноклассников, отправили на пересмотр. Так что страшнее – кино или жизнь? Кто виноват и что делать с такой школой, мы поговорили с Ириной Купченко, исполнительницей роли "училки-террористки".

"О проблемах школы говорим только на кухне"

– Вы видели сериал Валерии Гай Германики "Школа"?

– Нет. Не пришлось.

– Его обвиняли в чернухе. Наверняка и ваш фильм часть зрителей назовет так же.

– Школа отражает состояние общества. И прежде, чем утверждать, что школа больна, мы должны сказать, что больно все общество в целом. Время сегодня такое – агрессивное, жесткое.

– Режиссер Алексей Петрухин рассказывал, что вы согласились играть, даже не поинтересовавшись гонораром. У вас совсем не было сомнений, стоит ли браться за эту работу?

– Сомнений не было. Тема школы важна для огромного числа людей: у всех нас либо дети, либо внуки учатся в школе, у кого-то родные работают в системе образования. Благодаря этому фильму мы получили возможность вслух обсудить те вещи, которые чрезвычайно важны для всех, но о которых мы говорим только на кухне.

"Училка" – остросоциальная драма. Тут нет психологии. Это совершенно открытый разговор о том, что происходит в школе. Мне показалось, это чрезвычайно важно и нужно сегодня. Что мы получили, разрушив советскую систему воспитания? Установку на то, что ребенок – свободная личность. И всю ответственность за его формирование переложили на семью. Это неправильно, многие родители оказались к этому просто не готовы. А у школы, где подросток проводит большую часть времени в период становления личности, функцию воспитания отняли. Учитель сегодня должен предоставлять знания – и больше ничего.

"Мы защитили учителей"

– Учителя, наверное, первыми возмутятся тем, в каком невыгодном свете вы выставляете их на экране.

– Реакция зрителей очень разная. Перед премьерой фильма наша съемочная группа отправилась в тур по стране. Нам очень интересно узнать, как люди воспримут эту работу. Для меня в этом туре было два откровения. Во-первых, зрители, посмотрев фильм, не расходятся. Знаете, как это бывает: кому-то надо домой, кто-то посмотрел – и тут же забыл. Люди, посмотревшие "Училку", оставались в зале. Им хотелось обсудить увиденное друг с другом.

Вторая победа, я считаю, в том, что нам удалось вызвать зрителей на разговор. Конечно, есть те, кто возмущается. "Я не такая, как показано в этом фильме!" – говорит одна учительница. "И мой класс совершенно другой!" Но тут же с места поднимается ее коллега и говорит: "А у меня есть такие ученики"... И они начинают спорить – горячо, так, как будто нас и нет. Я этому очень рада.

Меня поразила фраза одной учительницы, которая проработала в школе 40 лет. Она сказала: "Спасибо, благодаря вам мы не чувствуем себя брошенными". Это говорит о том, что мы своим фильмом поддержали, защитили учителей.

– То есть вашей задачей не было показать плохую учительницу, плохую школу?

– Ничего подобного! Я уверена, что есть прекрасные классы, прекрасные учителя. Но есть и другие... Им мы хотим помочь. Наш фильм адресован скорее тем, кто запутался в жизни.

– И что делать?

– Фильм не должен отвечать на эти вопросы – он должен ставить их. Для меня самым интересным в сценарии был тот момент, когда ученики, пусть под дулом пистолета, пусть будучи очень испуганными, но начинают отвечать. Учительница говорит им о том, что сегодня они ответят весь материал, который проходили. И дети, отвечая, вдруг начинают осознавать, что знания по истории могут помочь им понять, как жить сегодня. Причем каждому она дает именно то задание, которое нужно, актуально конкретно для этого ученика.

– Но, согласитесь, есть определенный перегиб. Вы сгущаете краски.

– Это сделано для того, чтобы лучше, доступнее донести проблему. Достоевский так делал, когда очень важные мысли облекал в увлекательный детективный сюжет.

– Может, нужно снимать и фильмы, поднимающие престиж учительской профессии?

– Не сомневаюсь. Но они должны иметь под собой жизненную основу. А сегодняшняя реальность такова, что авторитет профессии учителя потерян. Вот что самое страшное!

Чтобы показать "Училку" в других странах, нам пришлось перебрать массу вариантов для перевода названия. Но мы так и не смогли подобрать соответствующее слово. Уничижительное "училка" есть, наверное, только в русском языке. Китайцы вообще не поняли, что мы хотели сказать таким названием. Для китайцев учитель – главный человек после Бога и родителей. К учителю так и нужно относиться.

– Еще в русском языке есть "мент", "докторишка". О них тоже можно было бы снять подобные фильмы?

– Можно. Но я меньше всего хочу говорить о том, кто виноват, что престиж профессий, имеющих жизненно важное значение для каждого человека, потерян. Виновато все наше общество.

Виновато государство. Виноваты родители, которые осуждают учителя вслух при детях, пытаются комментировать его слова, поступки. Виноваты сами учителя. Меня всегда поражало, насколько ученики в курсе того, о чем говорят в учительской... Виноваты все. Но с этим нужно что-то делать.

Сабурова Ольга

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке