Zahav.СалатZahav.ru

Среда
Тель-Авив
+38+26
Иерусалим
+35+26

Салат

А
А

Раймонд Паулс и его женщины "Одессы, города колдовского…"

В своей новой работе "одессит по жене", Народный артист СССР, Почетный доктор Латвийской академии наук, Кавалер ордена Почета и Рыцарь ордена Полярной звезды Раймонд Паулс очень искренне и нежно воспел ярких героинь "Одесских рассказов" Бабеля, по которым

02.03.2012
Источник:salat.zahav.ru
Zahav.ru пресс-служба

Читайте также

Маэстро Раймонд Паулс, которому в разной степени обязаны своей популярностью и всенародной любовью самые известные поющие женщины Советского Союза – Алла Пугачева, София Ротару, Лайма Вайкуле, Ольга Пирагс, Лариса Мондрус, Айя Кукуле, Мирдза Зивере, Роза Рымбаева и многие другие – как никакой другой композитор умеет в своей музыке отразить самые тонкие нюансы женской души. Не изменил композитору его талант и в работе над мюзиклом "Одесса, город колдовской…", который с 13 марта можно будет увидеть и в Израиле. В своей новой работе "одессит по жене", Народный артист СССР, Почетный доктор Латвийской академии наук, Командор ордена трех звезд, Кавалер ордена Почета и Рыцарь ордена Полярной звезды Раймонд Паулс очень искренне и нежно воспел ярких героинь "Одесских рассказов" Исаака Бабеля, по которым и поставлен этот спектакль. Каждый женский образ в этой постановке – широкомасштабный музыкально-поэтический гимн и дочерям "жемчужины у моря", и самой Одессе-маме!

Национальные особенности женщин Одессы

Женских персонажей в новом музыкальном спектакле Рижского русского драматического театра "Одесса, город колдовской…", гастроли которого вот-вот начнутся в Израиле, не так много, но каждый из них узнаваем и любим. Жаждущая любви и простого женского счастья Бася Грач, нерадивая мать Любка Казак и бойкая и предприимчивая мадам Каплун воплощают три женские ипостас, характерные для всех времен и народов, а не только для Одессы начала XX века. Однако национальные особенности этого особого города и его обитателей со счетов сбрасывать нельзя. "Они живут, как будто вечность под рукою, ни жизнь, ни смерть здесь не имеют веса, все это вместе называется Одесса, такой уж это город колдовской", - многозначительно и метко заявляют в прологе одесские проститутки - может быть наиболее колоритные персонажи спектакля, исполняющие в том числе и роль очень своеобразного античного хора в постановке. Паулс очень точно почувствовал главную бабелевскую тему и еврейские национальные особенности Одессы. Они есть и в музыкальных темах персонажей, и в их песнях, и в мелодиях, и в аранжировках, и в еврейском наборе инструментов. Все это точно воссоздает дух той самой Одессы.

Бася Грач. Легкая, как пасхальная маца

"В одесситках много сердца, они живут бурными страстями, а эмоции здесь перехлестывают через край", - так или почти так охарактеризовал своих героинь Исаак Бабель. Одесских дам большого сердца - прекрасных и прекрасных во всех отношениях – точными яркими музыкальными красками отобразил латышский композитор, "одессит по жене" Раймонд Паулс. Жаждущая любви и простого семейного счастья дочь биндюжника и налетчика Фроима Грача Бася (актриса Вероника Плотникова) - девушка исполинского роста, но душой - "легкая, как пасхальная маца". Яркими музыкальными средствами Паулс отобразил томления еврейской девушки на выданье, в ожидании своего суженого уже сшившей "себе шесть ночных рубашек и шесть пар панталон с кружевными оборками". "Когда ж придет на ту бахчу кого я жду, кого хочу", - вопрошает Бася в своих ярко выраженных "одесских куплетах". Став женой Бени и ожидая от него ребенка, Бася из угловатой барышни превращается в одесскую Мадонну - их с Беней мизансцена с летающей по всей сцене кроватью превращается в красивый широкополотный гимн любви, искусно сотканный Паулсом из современных европейских песенных традиций и исконно еврейских мотивов. Вершиной композиторского гения Маэстро без всякого преувеличения можно назвать красивейшую колыбельную Баси ("Бог тебя в пути не бросит, спи спокойно, мой сынок!"), в которой тонко переплелись тревога молодой еврейской матери и всех матерей на свете.

Любка Козак. Фиалка Молдаванки

Совсем иначе представлена в спектакле разбитная Любка Шнейвейс по прозвищу Казак (актриса Галина Российская). Эта нерадивая мать скачет по своим каменоломням, пьет чай с евреями в трактире "Медведь", покупает в гавани контрабанду и думает о своем сыне, как о прошлогоднем снеге... И, несмотря на это, кажется симпатичной, милой, всепонимающей и мудрой - чего, наверное, не бывает в жизни. Хотя - это же одесская бандерша, а они - особенные. Неунывающий характер Любки, "постоянно торгующей товар", Паулс отразил в бойких куплетах и дерзких одесских ариозо – точных, метких и хлестких. Музыкальные характеристики, которыми наградил Паулс эту героиню, полностью соответствует бабелевским оценкам обитателей "той еще Одессы": "Им присущ задор, легкость и очаровательное – то грустное, то трогательное – чувство жизни".

Мадам Каплун. Аидише маме

Классический образ еврейской "аидише маме" воплощен в спектакле в лице мадам Каплун (актриса Татьяна Лукашенкова). Опытная еврейская женщина. Мать. Неповторимый привкус гефилте-фиш и аромат куриного бульона… Она не хочет иметь в родственниках налетчика Фроима Грача, как человек не хочет смерти. В их семье уже несколько поколений были бакалейщиками, и Каплуны не хотят нарушать традиции. Знающая всему и всем цену мадам Каплун также уверено декларирует смысл жизни в мире подлого чистогана: "Вино, консервы и сигары, презервативы и коньяк – бери, плати и уходи!". Абсолютно независимая и самостоятельная, привыкшая сама решать свои и чужие проблемы мадам Каплун всегда может за себя постоять и за словом в карман не лезет: "Все португальцы - воры, все греки – хитрожопы, а в результате бедствует еврей, ой-вей!".

Спектакли Рижского русского театра "Одесса, город колдовской..." по мотивам "Одесских рассказов" Исаака Бабеля на музыку Раймонда Паулса состоятся:

13 марта, во вторник, в 16.00 и в 20.00 – в Ашдоде (аудиториум "Рами Наим")

14 марта, в среду, в 20.00 – в Беэр-Шеве ("Гехал ха-Тарбут" Гистадрута)

15 и в четверг и пятницу, в 20.00 - в Тель-Авиве (Театр "Гешер", зал "Нога")

16 марта, в пятницу, в 16.00 и в 20.00 - в Тель-Авиве (Театр "Гешер", зал "Нога")

17 марта, в субботу, в 20.00 – в Хайфе ("Аудиториум")  Дух города-праздника ожидает израильскую публику уже в фойе - устроители гастролей будут угощать зрителей рижским шампанским и знаменитыми конфетами рижской компании "Лайма". Перед спектаклями и в антрактах можно будет приобрести диски с музыкой Раймонда Паулса из спектакля: на одном CD собраны все вокальные номера, на другом – инструментальная музыка Маэстро к постановке.

Билеты заказывайте здесь или по телефону: 03-522-18-03

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке