Zahav.СалатZahav.ru

Четверг
Тель-Авив
+41+20
Иерусалим
+36+16

Салат

А
А

Человек родился!

"Мы живем в таком поколении, которое первым из всех поколений должно подняться с уровня эгоистического использования друг друга на уровень связи между людьми. Чтобы не потерять следующее поколение, мы должны изучить природу человека..."

23.03.2012
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

Из беседы д-ра Михаэля Лайтмана с Лимор Софер-Фетман – психотерапевтом, специалистом по педагогической психологии

Л. С.-Ф.: Я много лет работаю с детьми и родителями, а также с группами детей в школах, пытаясь соединить между собой всевозможные теории и направления. Как создать правильную и эффективную систему воспитания и внедрить ее в практику?

М. Лайтман: Сегодня мы находимся в особом состоянии, и это более ощутимо в детях, чем во взрослых. Взрослые еще продолжают жить своими мечтами и багажом прошлого века, а дети свободны от всех иллюзий, и их отношение к жизни совершенно иное. 500 или 1000 лет назад у крестьянина сын тоже был крестьянин, а у кузнеца – и сын кузнец.

Все было известно заранее. Он знал, что женится на дочери соседа, что здесь будет его дом, и так далее… А сегодня поколения настолько оторваны друг от друга, что родители не могут понять своих детей, не знают, о чем они думают и чего хотят.

Л. С.-Ф.: Родители считают, то это "плохое поколение" - они ничему не хотят учиться, не хотят работать, у них совершенно нет терпения…

М. Лайтман: Их эгоизм вырос настолько, что они не находят, чем его наполнить. Даже если ребенок захочет что-то объяснить родителям, - что он им скажет? "Кем, по-вашему, я должен стать - врачом, архитектором, адвокатом?!" Он изначально видит в этом пустоту и даже за приличное вознаграждение не видит смысла работать 10-12 часов в день!

Л. С.-Ф.: Они так и говорят: "Я не хочу тяжело работать, чтобы потом отдыхать. Я хочу отдыхать сейчас!"

М. Лайтман: Естественно! Все, что развивается, - всегда развивается по восходящей. Просто сейчас молодые люди пытаются понять, к чему стоит стремиться, и я вижу, что и учителя, и родители, и дети пребывают в полной растерянности. Они не знают, как решить эту проблему, и это очень опасное состояние.

А вместо поиска решения мы пытаемся как-то уменьшить ущерб. Наше оружие – риталин. Может быть, вы, психологи, этого еще не видите, но придет время, когда человек не сможет наполнить себя никак и ничем. Даже тяга к наркотикам и развлечениям пройдет, - он и в этом почувствует пустоту, - и это будет такая боль…

Л. С.-Ф.: Понятно, будет еще хуже.             

М. Лайтман: Но если дети узнают, что, объединившись между собой, мы получим возможность управлять нашей жизнью и сделать ее лучше, - они охотно примут такое решение. Это очень близко детям.

Л. С.-Ф.: И правда, мы видим, с какой легкостью дети объединяются, а родители очень часто мешают им, воспитывая в них соперничество и честолюбие.

Я хочу спросить, что оказывает большее влияние на развитие ребенка - воспитание или наследственность? На эту тему есть множество исследований, но нет единого ответа.

М. Лайтман: Человек развивается под влиянием своих внутренних свойств и окружающей среды. Все зависит от корреляции между одним и другим, - от того, насколько внутренний мир человека и окружающая его среда находятся в гармонии между собой.

Внутренние свойства человека включают в себя его естественные врожденные склонности, - можно сказать, инстинкты, - а также то, что он получил в родительском доме до трех - четырех лет. Все эти склонности, как приобретенные, так и врожденные, составляют внутренний мир ребенка.

После трех - четырех лет ребенок попадает под влияние общества, и оно может изменить его. И здесь важно так организовать окружение, чтобы оно научило его правильно использовать все свои свойства, даже если его неправильно учили дома или у него проблематичная наследственность.

Л. С.-Ф.: То, что вы говорите, очень интересно. Кстати, первым окружением ребенка является его мать.

М. Лайтман: Значит, в первую очередь мы должны воспитывать матерей…

Л. С.-Ф.: Я сегодня сталкиваюсь с абсолютной подавленностью родителей. Они просто не знают, что делать.

М. Лайтман: Система воспитания, безусловно, должна начинать с родителей, даже с момента возникновения молодой пары - еще до того, как они стали родителями.

Л. С.-Ф.: Чему их надо учить?

М. Лайтман: Всему тому, о чем мы уже говорили. Они должны знать о желании человека, об эгоизме, о том, чего мы хотим от себя, почему испытываем разочарование и опустошенность, почему в нашем поколении это особенно ярко выражено, чем отличаются стремления молодого поколения от стремлений прошлых поколений.

Человек, который становится родителем, переживает психологический переворот…

Л. С.-Ф.: Да, он претерпевает драматические изменения!

М. Лайтман: Современный человек, став родителем, становится гораздо более консервативным. Природа пробуждает в нас эту защитную животную силу, но при этом мы опускаемся с уровня "современного", "развитого" человека буквально на животный уровень и начинаем жить очень примитивной жизнью - пеленки, кормления…

Мы стремимся оградить своего ребенка от любых опасностей и относимся к нему точно так же, как это делают животные, и это оберегает его.

И здесь нужно научить родителей понимать, "что" растет у них на руках. Нужно поднять их с "животного" уровня на уровень современного человека. Если родители хотят дать возможность ребенку утвердиться в новом мире, развить и реализовать его внутренние свойства и склонности, они должны превзойти самих себя.

Л. С.-Ф.: Что бы Вы посоветовали молодым родителям или тем, кто готовится ими стать?

М. Лайтман: Мы живем в таком поколении, которое первым из всех поколений должно подняться с уровня эгоистического использования друг друга на уровень связи между людьми. Чтобы не потерять следующее поколение, мы должны изучить природу человека и понять, к какому этапу мы подходим в нашем развитии. Это не значит, что все должны глубоко изучить всю науку о мироздании. Вот вы, допустим, учили психологию, но это не значит, что вы должны обучать родителей всей психологии. Вы должны, используя все достижения этой науки, дать ясные, практические советы обычным родителям.

Природа обязывает нас к этому, демонстрируя нам, что мы связаны друг с другом неразрывными узами. Наш глобальный кризис – не что иное, как кризис взаимоотношений между людьми. Мы не можем построить единое общество, не можем правильно отнестись ни к экологии, ни к обществу, ни к самим себе. Все это надо соединить в одну картину.

У правительств и различных организаций, в том числе у министерства образования, нет интереса к этому. И здесь мы можем воспользоваться заинтересованностью родителей, - они-то готовы учиться, потому что для них это больной вопрос.

Л. С.-Ф.: У них самая высокая мотивация.

М. Лайтман: Родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим, жизнерадостным, уверенным, и они должны знать, что нужно для этого делать.

Наши желания постоянно развиваются, и сегодня человек уже не может согласиться жить, как прежде, - ему плохо, он хочет чего-то большего. И наша задача – опираясь на знание законов природы, перестроить систему воспитания, чтобы она стала для наших детей настоящей школой жизни.

Светлана Волчек

Что в нас хорошего?

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке