Читайте также
Бриллиант потому такой красивый, что многогранный. Солнечный свет отражается от каждой грани по-своему и создает неповторимую игру красок. Огранка алмаза, превращение его в бриллиант – кропотливое дело, целое искусство. Сточить алмаз в шар означает убить его.
Наш народ тоже многогранный. Как будто кто-то нарочно раскидал нас по всему свету, протащил через чужие культуры, изменил даже внешний облик, сделав одних белыми, других черными, а потом свел вместе, сжал под давлением на узкой полоске земли. Такое многообразие рас и языков, наверное, есть только в Америке. Но та страна – приют искателей лучшей доли со всего мира, а наша – Земля Израиля, колыбель древнего народа, который даже в изгнании помнил о своем единстве и мечтал о возвращении.
Увы, все это красивые слова. Какие там грани... Каждый видит лишь свою собственную грань, остальные для него лишь досадные границы. В результате – маленькая провинциальная страна. Расчеты – мелочные, культура – убогая. Как поется в песне, "вэ-лану еш фалафель". Ради этого стоило тысячелетия сопротивляться ассимиляции, оставаться самими собой там, где от других не осталось и следа?
Нас называют народом Книги. Можно сказать шире – народ Идеи. Сначала это была Идея Богоизбранности, особой миссии. Ни кровавые наветы, ни костры инквизиции не заставили от нее отказаться. Затем – Идея Просвещения, захватившая нас настолько, что доброжелатели из соседних народов, толкавшие евреев к эмансипации, стали срочно вводить в гимназиях процентную норму. Потом – Идея Возвращения. За сто лет из пустыни и болот возникло вполне пригодное для жизни государство, на улицах зазвучал язык, на котором тысячи лет только молились. Когда есть Идея – у нас получается то, что не выходит ни у кого. А когда такой Идеи нет, народ теряет ориентир, пытается стать, как все, к неудовольствию соседей, которые нас "одним из всех" считать не хотят. Они хотят, как ни странно, видеть нас народом Идеи, даже если эта Идея их раздражает.
Какая же идея вдохнет новую жизнь в народ? Идея воспользоваться тем богатством, которое мы принесли из изгнания – нашим многообразием. Осознать себя гранями бриллианта, насладиться его красотой. Стать единым целым, оставаясь при этом разными, дополнить друг друга, дать каждому проявить то особое, что есть в нем. Построить такую среду, которая давала бы каждой общине, и более того, каждому человеку максимально выразить свою индивидуальность, непохожесть на остальных, но не в назло всем, а восполняя общую гармонию. Это звучит сказкой, но на самом деле вполне реализуемо. Надо только правильно построить воспитание человека. В последнее время возникло и развивается так называемое интегральное воспитание, когда ребенка изначально обучают чувствовать связи между людьми, понимать их, сопереживать им, осознавать себя частью общего, но особой, уникальной частью, которая может сделать для общего дела то, что не может сделать никто другой. Такое воспитание учит правильно относиться к конфликтам, вызванным разницей в культуре, позволяет подняться над ними, дает возможность человеку вырваться из своего маленького мирка, преодолеть естественное отвращение к иному. И это применимо не только к детям. Вполне возможно обучить интегральному мироощущению и взрослого человека, обогатить его восприятие, приучить видеть общее за деталями. Воплощение в жизнь такой системы воспитания может стать идеей, объединяющей народ. И уже есть люди, активно над ней работающие.
Непросто изменить приоритеты общества. Но результат стоит усилий. Если мы предъявим миру ограненный алмаз, сверкающий в лучах солнца, то подарим ему надежду. Ведь перед миром, вступившим в эпоху глобализации, стоит та же цель – прийти к общему единству. Задача, стоящая перед нашим народом, перекликается с общечеловеческой проблемой, отражает ее, является ее уменьшенной моделью. Мы снова становимся избранным народом, избранным для особой миссии, исполнив которую, мы станем желанными в глазах всех народов.
Поэтому очень хорошо, что наступивший 2012 год начался с трений между светскими и религиозными, черными и белыми, богатыми и бедными, иными словами – с ощущения раздробленности. Нам показывают область приложения сил, и мы должны достойно принять вызов.
Михаил Черняховский