Четверг

Трепещи, Альцгеймер

Ученые предположили, что всему виной микробы, и разработали свой антибактериальный препарат, который показал обнадеживающий результат.

15.02.2019
Источник:ТАСС - Наука

Болезнь Альцгеймера, кажется, терпит одно поражение за другим

Ни одно лекарство против болезни Альцгеймера пока не сработало в контролируемых экспериментах. Тем не менее ученые и медики не оставляют своих попыток. Кто-то пытается подстегнуть собственный иммунитет пациентов, кто-то предлагает замедлить старение организма в целом. А компания Cortexyme зашла с другого конца: они предположили, что всему виной микробы, и разработали свой антибактериальный препарат, который показал обнадеживающий результат в первых испытаниях.

Болезнь Альцгеймера - нейродегенеративное заболевание, от которого страдает все больше и больше людей, все еще неизлечимое. Вероятно, причина этой "эпидемии" в том, что мировое население стареет, а основным фактором риска для болезни Альцгеймера является возраст: с 55 до 85 лет риск умереть от нее возрастает в 700 раз. Американские ученые опасаются, что болезнь Альцгеймера не только нанесет серьезный удар по населению, но рано или поздно разорит страховой бюджет страны. Однако, несмотря на множество исследований, посвященных поиску лекарства, его до сих пор найти не удалось.

Фото: Shutterstock.com

В новом номере Science Translational Medicine вышла статья, авторы которой попробовали объяснить причину этого провала. Они обзвонили своих коллег, работающих в этой области, и сделали вывод, что люди просто не решаются проводить клинические испытания. Кто-то не уверен в успехе и боится не оправдать потраченные деньги (а на поиски способа справиться с болезнью Альцгеймера один только Национальный институт старения в США тратит половину годового бюджета), кто-то не готов повторять на людях терапию, работающую на мышах, потому что мыши не полностью воспроизводят симптомы болезни.

Сами авторы статьи - американские геронтологи Мэтт Кэберлен и Вероника Гальван - предлагают подойти к проблеме радикально. Коль скоро основным фактором риска является возраст, то есть фактически старение организма, можно бороться со старением в целом, параллельно замедляя развитие болезни. В качестве терапевтического средства они предлагают рапамицин - лекарство с бурной историей и множеством медицинских применений. Известно, что рапамицин частично блокирует обмен веществ в клетках, не давая им расходовать слишком много энергии и изнашивать внутриклеточные молекулы. Авторы надеются, что аргументом в пользу применения рапамицина и в этой области послужат данные недавних клинических исследований, согласно которым он безопасен и даже стимулирует иммунную защиту организма.

Одновременно со статьей о рапамицине в свежем номере Science Advances вышла другая, уже экспериментальная работа. Международная группа ученых при поддержке частной фармацевтической компании Cortexyme обнаружила связь между болезнью Альцгеймера и бактериальной инфекцией. Виновником заболевания авторы считают бактерию Porphyromonas gingivalis, которая часто вызывает периодонтит (воспаление соединительной ткани в основании зуба), но может встречаться в составе микрофлоры и у здоровых людей. Эту бактерию давно связывали с риском развития болезни Альцгеймера и ухудшением когнитивных функций.

Авторы исследования предположили, что бактерия влияет на мозг посредством своих белков гингипаинов. Это группа ферментов, которые защищают микроба от атаки иммунитета, частично переваривают питательные вещества в среде обитания, а также разрушают ткань, помогая бактерии проникнуть внутрь нее. У 96% пациентов с болезнью Альцгеймера гингипаины удалось обнаружить в мозге, на поверхности нейронов.

В ходе дальнейшей работы ученые подтвердили, что бактериальная инфекция сама по себе может вызвать болезнь Альцгеймера: у зараженных микробом мышей в мозге появился бета-амилоид - скопление белков, характерное для этого заболевания и приводящее к поражению нервной ткани. При этом амилоид оказался защитой от гингипаинов: он повреждал не только собственные нейроны, но и бактериальные клетки. Таким образом, болезнь Альцгеймера, вероятно, может в данном случае играть роль защитного механизма. Спасти ситуацию удалось с помощью вещества под кодовым названием COR388, которое блокирует гингипаины. Под действием COR388 в мозге мышей образовалось меньше бета-амилоида, снизилось и количество бактерий. То есть фактически COR388 работает как антибиотик узкого спектра действия.

Это исследование было подано для публикации в конце мая 2018 года. За то время, пока журнал оценивал статью и готовил ее к печати, Cortexyme успела запустить и завершить первую фазу клинических исследований COR388. На этом этапе оценивали безопасность препарата для здоровых людей и пациентов с болезнью Альцгеймера; препарат не вызвал значимых побочных эффектов. Более того, авторы отметили у пациентов положительную динамику, однако для того, чтобы увериться в эффективности лекарства, понадобятся следующие фазы испытаний. Компания планирует их провести в 2019 году.

В то же время об успехе заявляет еще одна компания, United Neuroscience. Их способ бороться с болезнью устроен принципиально по-другому: это вакцина, то есть препарат, собранный из частиц бета-амилоида. Иммунные клетки развивают против него иммунный ответ и в процессе разрушают бета-амилоид в мозге. Вакцина прошла уже несколько этапов клинических испытаний и вроде бы показывает положительные результаты. Однако небольшая выборка пока не позволяет сделать однозначных выводов об эффективности метода.