Берл Лазар прокомментировал "НГ" конфликты в Перми и Краснодаре
Соцсети обсуждают видеоролик, в котором демонстрируется недружелюбное посещение синагоги Краснодара группой активистов, называющих себя "Народным контролем". Одновременно с этим развивается конфликт в Перми, где местные националисты протестуют против планов строительства общинного центра Федерации еврейских общин России (ФЕОР). 12 августа в Перми прошло собрание участников публичных слушаний по поводу будущей стройки, и руководство еврейской общины уверено, что его планам суждено сбыться. Однако ответственный редактор "НГ-религий" Андрей Мельников счел необходимым спросить у главы Раввинского совета ФЕОР, главного раввина России Берла ЛАЗАРА, не станет ли торжество религиозного объединения пирровой победой.
– Рав Лазар, в Перми есть уже одна синагога, принадлежащая Конгрессу еврейских религиозных общин и объединений (КЕРООР). Неужели религиозных евреев в городе так много, что они не помещаются там?
- Во-первых, согласно нашему религиозному закону, на главные молитвы в синагоге, молитвы по субботам и праздникам, люди должны приходить пешком. И домой возвращаться тоже пешком. То есть синагога должна быть в пешей доступности. Пермь - большой город, в идеале мы хотели бы иметь дом Божий в каждом районе. Увы! Пока это недоступно. Но две синагоги – это в любом случае лучше, чем одна. Речь в любом случае не идет о конкуренции двух синагог, обе они призваны делать одно важное дело – просвещать евреев, возвращать их к вере отцов, к нашей многовековой традиции, которой наш народ в России был лишен не по своей вине. А самое главное: на самом деле мы сейчас собираемся построить в Перми не вторую синагогу, а многофункциональный общинный центр, который удовлетворял бы весь комплекс духовных потребностей людей. У нас, слава Богу, уже во многих городах есть такие центры – там люди учат наш святой язык, историю нашего народа, культуру; есть молодежные программы, ведется социальная работа, реализуются благотворительные проекты… В Перми такого центра у нас пока нет, а он реально нужен. Кстати, наши общинные центры открыты для всех, к нам приходит немало неевреев, которым интересно узнать о нашей культуре и наших традициях. И мы всем им говорим: "Добро пожаловать!"
- Сколько вообще соблюдающих евреев в Перми?
- А что значит "соблюдающий"? Каждый человек в той или иной мере соблюдает закон и заповеди, просто потому, что эти заповеди лежат в основе общечеловеческой морали. Человек почитает своих родителей – это ведь тоже соблюдение одной из важных заповедей! Просто кто-то соблюдает меньше, потому что знает меньше, а кто-то соблюдает больше, потому что больше знает. Так что община не сортирует евреев на соблюдающих и не соблюдающих: ее задача – дать людям возможность больше узнать о том, что важно для выработки правильных моделей поведения. В нашем случае - дать познакомиться с еврейской культурой, еврейской философией, еврейскими обычаями. Для этого мы и строим общинные центры.
- Как удалось объяснить жителям, в чем разница между течениями иудаизма, почему причастные ФЕОР евреи не могу пользоваться синагогой КЕРООР? Жители города согласны, что каждое течение в иудаизме должно быть представлено отдельным общинным центром?
- ФЕОР и КЕРООР - это не течения в иудаизме, а просто две разные организации еврейских общин. Принадлежность к ним и принадлежность к разным течениям в еврействе не совпадает. По крайней мере, в состав ФЕОР входят общины и представители разных направлений. Так что думать, будто еврей, являющийся членом общины ФЕОР, не пойдет в синагогу, где молятся члены КЕРООР, совершенно неправильно. Наше отличие вовсе не в том, как мы молимся или читаем Тору: просто у нас своя стратегия работы с людьми, которая требует создания общинного центра. Мы считаем, что нельзя сидеть и ждать, когда человек к нам придет: мы сами приходим и предлагаем разные проекты, разные познавательные программы. Человек выбирает, что ему интересно, и с этого начинается процесс его возвращения к национальной культуре и традиции.
- Общинный центр предполагается расположить в центральном районе города. Разве в таком случае достаточно общественных слушаний жителей района? Не требуется ли объявить общегородской референдум, как того требуют в отношении строительства православной церкви Святой Екатерины в Екатеринбурге? Не кажется ли вам, что обе конфликтные ситуации аналогичны?
- Мы не комментируем конфликты, которые к нам непосредственно не относятся. Сравнивать две упомянутые конфликтные ситуации бессмысленно. Если я не ошибаюсь, конфликт вокруг строительства церкви в Екатеринбурге возник не из-за того, что кто-то был против православного храма, а исключительно из-за выбора конкретной площадки для строительства. Просто говоря, оппоненты исходного проекта не хотели, чтобы пострадал сквер. В нашем случае ничего такого просто нет. Я сам побывал в Перми, на месте, которое городские власти выделили для нашего общинного центра: по-моему, они приняли оптимальное решение – дали место, где новостройка никому не помешает, а пользы от нее жителям может быть немало. Посмотрите, как получилось в Москве, в Марьиной роще! В 1990-е годы это был депрессивный район, а после того, как нам выделили место для московской религиозной общины, вокруг нее возникли десятки магазинов, социальных объектов, даже музей! Так что пермскую администрацию, по-моему, все должны искренне поблагодарить.
– Как следует из видеоролика из Краснодара, протесты против структур ФЕОР распространяются и на другие регионы. Не опасаетесь ли вы, что интересы одной религиозной организации (ФЕОР) по распространению своего влияния вызовут волну антисемитизма по всей России?
- Этот ролик – обычный пример бытового антисемитизма, который, к сожалению, всегда существовал. К счастью, на сегодняшний день это явление достаточно маргинальное, не получает широкого распространения в обществе. Утверждения людей, снятых в ролике, о том, что ХаБаД - это секта, свидетельствуют об их неосведомленности. Пусть потрудятся хотя бы заглянуть в толковый словарь русского языка! В иудаизме, как в христианстве и исламе, есть несколько разных течений. У православных и протестантов, у суннитов и шиитов немало канонических разногласий – но они же не называют друг друга "сектами"! Точно так же у евреев: есть несколько течений, между которыми есть определенные расхождения, но при этом все они вполне ортодоксальны. Одно из таких течений – хасидизм, а ХаБаД – крупнейшее на сегодняшний день направление хасидизма. Оно возникло и развивалось в России с XVIII века, а в XX веке распространилось по всему миру. Кстати, первая синагога в Москве, построенная еще при царе Николае I, была именно синагогой ХаБаД. Что нас действительно волнует – так это то, что действия антисемитских групп реально направлены на разжигание национальной розни, то есть напрямую противоречат законам государства, но реакции государства и общества на эти выпады пока не видно. Да, речь идет о маргиналах – но ущерб престижу России они способны нанести, - и уже наносят! – немалый. Вообще, наш исторический опыт доказывает, что антисемитизм растет, как раз если евреи боятся и замыкаются в себе. Чем больше мы открыты для окружающих, чем больше люди имеют возможность узнать о нас правду – тем меньше остается почвы для антисемитов.
Читайте также
- Что, на ваш взгляд, важнее: корпоративные интересы одного религиозного объединения или безопасность еврейского населения?
- Извините, речь не о "корпоративных интересах", а о служении единому Богу. Спросите у любого верующего человека, готов ли он отказаться от выполнения заданий от Всевышнего ради чего бы то ни было! Уверен, что вы получите одинаковый ответ от христианина, мусульманина и иудея. Что же касается безопасности еврейского населения – мы, слава Богу, живем в правовом государстве, и это государство, слава Богу, реально заботится о безопасности верующих людей, представителей всех традиционных религий, о соблюдении их конституционных прав. Применительно к теме нашей сегодняшней беседы – чем больше у нас таких центров, чем больше о нас люди знают, тем выше наша безопасность.
Андрей Мельников