Александр Лазарев: "Без азарта и любви играть невозможно"
Кем может стать высоченный красавец, сын народных артистов, с детства выходивший на сцену? Конечно, тоже актером. Но внешние данные и родительский авторитет - это аванс. Дальше человека проверяет сцена и живой зрительный зал. Александр Лазарев-младший испытание выдержал, он один из ведущих актеров театра Ленком, безусловная звезда. Александр Лазарев сыграл множество ролей, одна из лучших - блистательный граф Альмавива в спектакле "Безумный день, или Женитьба Фигаро".
О спектакле, о Ленкоме, который переживает сложное время после ухода из жизни худрука театра Марка Захарова, о своих двух Израилях, о детях Александр Лазарев-младший рассказал накануне гастролей в Израиле.
- Ленком привозит в Израиль "Женитьбу Фигаро", четыре вечера в театре Гешер. Это один из самых давних, знаковых спектаклей театра - вы играете его 26 лет, ровно половину жизни, с постоянными аншлагами. Как вы думаете, в чем секрет такой живучести спектакля?
- Я думаю, что глубоко над этим задумываться не надо. Прежде всего, это великая пьеса, комедия Бомарше, которая живет в веках, а во-вторых, очень крепкая режиссура Марка Анатольевича Захарова поддерживает зрительский интерес. В спектакле много смешного, понятного и сегодня, хотя у каждого поколения свое чувство юмора. На "Фигаро" ходили мои родители, мое поколение, теперь ходят мои дети.
- Как удалось сохранить первый актерский состав? Дмитрий Певцов всегда играл Фигаро, Александра Захарова - графиню, вы - графа Альмавиву.
- Так получилось, потому что все, кто имеет отношение к спектаклю, любят его. От первого состава осталось человек десять - актеры, музыканты, работники театральных цехов, бессменные труженики.
- Марк Анатольевич поставил этот спектакль, чтобы обозначить приход нового поколения Ленкома. Вам было 26 лет, предстояло сыграть графа Альмавиву, которого в Театре сатиры совершенно прекрасно играл Александр Ширвиндт. Вы помните свои ощущения?
- В самом начале Захаров сказал: "Давай, как Ширвиндт". Он имел в виду пластику, манеру говорить… Я сделал все по-своему, и в какой-то момент Марк Анатольевич меня сдержанно похвалил. Потом сказал, что Ширвиндту, с которым он дружил, тоже понравилось. И уже больше четверти века я продолжаю играть своего графа Альмавиву.
- Когда в Ленкоме произошло то, что произошло - ушли из жизни главные звезды театра Александр Абдулов и Олег Янковский, потом случилась трагедия с Николаем Караченцовым - вы вдруг оказались старшими. Страшно было?
- Я скажу по-другому - старшими мы оказались сейчас, когда ушел Марк Анатольевич. На одном театральном концерте, который мы вели с Машей Мироновой, он сказал: "Ну, где эта престарелая молодежь?" Мы так и ощущали. А вот после его ухода почувствовали себя старшими.
- Тяжело без Мастера?
- Тяжело. Сейчас очень тяжело… Мы всеми силами стараемся сохранить театр, его индивидуальность, спектакли Марка Захарова. Мы будем пытаться работать на том же уровне.
- А то, что директор театра Марк Варшавер, не режиссер, стал худруком знаменитого Ленкома, правильно?
- В данной ситуации я ничего дурного в этом не вижу. Марк Борисович Варшавер около сорока лет работал с Марком Анатольевичем. Он такой же создатель Ленкома, как Захаров.
- То есть актеры с этим согласны?
- У нас разногласий в труппе нет.
- Вообще никаких? Вы - живой коллектив, не может не быть разногласий…
- Живой, вы совершенно правы. Но Марк Анатольевич нас так сплотил, что мы зачастую одинаково мыслим, одинаково относимся к каким-то важным вещам.
- "Женитьбу Фигаро" вы играете так давно, не надоело?
- Сейчас мы играем его раз в месяц и, честно говоря, я немного боюсь выходить на сцену в Израиле четыре вечера подряд. Но, надеюсь, что мы справимся. Надоело? Конечно, надоело, 650 с лишним спектаклей, не шутка. Но это чувство только до выхода на сцену. Когда делаешь первый шаг, произносишь великие слова, видишь любимых партнеров, гениальной красоты костюмы, слышишь музыку… Все включается, весь организм, и опять нравится, опять радостно. Без азарта и без любви играть спектакль 26 лет невозможно. Мы его столько играем благодаря любви, и на наш спектакль ходят зрители, и до сих пор всегда полные залы. У "Женитьбы Фигаро" есть поклонница, которую мы все знаем, дружим с ней, она ходила на спектакль более ста раз! Несколько лет назад она подошла ко мне и сказала: "Поздравь меня, это мой сотый "Фигаро". И эта девушка не одна.
- Александр, что у вас в театре, кроме "Женитьбы Фигаро"?
- У меня "Шут Балакирев", пьеса Григория Горина. Тоже знаковая работа, я в этом спектакле играю с премьеры, тоже больше двадцати лет… Неужели двадцать лет?.. Да-да, наверное. В "Балакиреве" я начинал с небольшой роли, затем, когда случилась беда с Николаем Петровичем Караченцовым, мы с Витей Раковым играли в очередь Меншикова. А потом Олег Иванович [Янковский] десять лет назад передал мне главную роль. Он на моей премьере уже не был, но после спектакля позвонил и сказал: "Ты хорошо сыграл, поздравляю, флаг тебе в руки, неси его…" Благословил меня на роль. Еще у меня спектакль "Пролетая над гнездом кукушки", который мы привозили к вам в Израиль, играем его по-прежнему, не далее как вчера он был.
- Играть такие роли - больше и не нужно. Кроме этого, у вас много телевизионных сериалов. Вам нравится сниматься в сериалах?
- Смотря в каких. В качественных, конечно, нравится. "Дипломат" - замечательный сериал, который только что вышел. Поначалу это славная комедия, потом лирическая история. Там есть что поиграть, похулиганить.
- Сейчас начался какой-то сериал с Андреем Смоляковым в шляпе…
- Да-да, очень интересная история. Очередное дело майора Черкасова, детектив, называется "Формула мести". Начинался сериал как "Мосгаз", были высокие рейтинги, продлили на следующие сезоны, сейчас вышла седьмая часть. Крепкое кино, хорошие артисты.
- А полный метр?
- В полном метре вышел "Тобол", скоро в кинотеатрах появится фильм "Декабристы", сегодня я ездил на его озвучание. Мне нравится сниматься в историческом кино, это очень красиво - костюмы, лошади…
- Хорошо ездите верхом?
- Не могу сказать, что хорошо. Я, конечно, владею верховой ездой, но не так, как Саша Домогаров и другие артисты, которые будто родились в седле, красавцы.
- Вы - сын актеров, а ваши дети имеют отношение к театру?
- Самое прямое. Старшая дочь Полина - ведущая актриса театра Маяковского, играет главные роли: "Таланты и поклонники", "Бешеные деньги" вместе с мамой, своей бабушкой, другие спектакли. Немного снимается в кино и сериалах. Сын - студент продюсерского факультета ВГИКа, будущий работодатель папы, сестры и бабушки.
- Когда вы смотрите работы дочери, как отец и как актер, считаете, что она хорошая актриса?
- Она глубокая, профессиональная актриса. У нее актерское нутро, она настоящая. За это ее любят сверстники, уважают старшие товарищи. Нахваливать свою дочь не очень прилично, но это так.
Читайте также
- Александр, вы не раз были в Израиле, с гастролями и на отдыхе. Как вам у нас?
- Мне у вас очень нравится, но для меня есть два Израиля. С одной стороны, шумный Тель-Авив, где живут близкие друзья, мои и жены, друзья детства. Это Алена Лямпе, дочь актера Григория Лямпе. Мы постоянно общаемся, ездим друг к другу в гости. С другой стороны, это Иерусалим, очень важная часть моей жизни. В 11-м году, в мае, ушел мой отец, а в июне были запланированы гастроли в Израиле. Я поехал в Храм Гроба Господня, с мамой, которая была со мной. И это очень помогло нам, дало силы жить дальше. Вера - огромное подспорье.
- Нас ждут четыре вечера с "Женитьбой Фигаро". А чего ожидаете от этих гастролей вы?
- Будут четыре спектакля, обязательно все разные, потому что одинаковыми они не бывают никогда. Театр вообще живое дело, тем он и отличается. Кино прекрасно, но это застывшее мгновение, а театр живой. Всякий раз на сцене здесь и сейчас происходит что-то новое, именно поэтому зрители ходят смотреть одни и те же спектакли много раз. Мы постараемся не огорчить израильскую публику, наоборот - порадовать. Я надеюсь, что в Тель-Авиве будут такие же аншлаги, как и всегда в Москве.