Zahav.СалатZahav.ru

Воскресенье
Тель Авив
+26+16

Салат

А
А

Денис Матвиенко: "Зритель - главный критик, как публика оценит, так и будет"

Денис Матвиенко рассказывает о своем детстве, о семье, об отношении к классическому балету, о своих любимых блюдах, о специальной диете перед выступлениями и о много другом.

The-Great-Gatsby-1
Фото: пресс-служба

В конце ноября в Тель-Авиве пройдут два представления шоу-балета The Great Gatsby -"Великий Гэтсби". Исполнитель главной роли и арт-директор проекта - Денис Матвиенко - прославленный танцовщик, единственный в мире обладатель четырех Гран-при международных конкурсов артистов балета. Накануне израильских гастролей Денис Матвиенко рассказывает о своем детстве, о семье, об отношении к классическому балету, о своих любимых блюдах, о специальной диете перед выступлениями и о много другом.

The-Great-Gatsby-11
Фото: Alexandre Zubko

 

- Денис, вы в вашей семье - третье поколение танцоров. Хотели ли в детстве заниматься чем-то другим, кроме танцев?

- Во-первых, я уже не помню, чего я хотел в детстве - это было уже давно. Но я вам скажу, что редко дети в 10 лет, особенно мальчики, хотят заниматься балетом. Я знаю, что есть такие, это были мои друзья, но я точно был не из тех. В 10 лет мальчики хотят бегать с мячом, и я перед балетной школой занимался футболом в профессиональной команде. Но, так как мои родители артисты, то папа в какой-то момент прямым текстом спросил меня, хочу ли я танцевать. А я с трех лет на сцене, вырос за кулисами в театре, мне это нравилось, и я ответил, что, конечно, хочу. Но тогда я не представлял, как сложно это будет - даже не танцевать, а в первую очередь учиться. Поэтому я могу смело сказать, что выбор сделали за меня, но я, как раз, абсолютно не жалею об этом.

- Как появилась идея проекта The Great Gatsby - "Великий Гэтсби"?

- На кухне. Все прекрасные идеи рождаются на кухне. Но, если серьезно, то до "Гэтсби" я делал достаточно много проектов, но большей частью то были одноактные балеты, а хотелось сделать что-то большое, что-то грандиозное, что-то новое. Не приглашать хореографа и переносить что-то готовое на нашу сцену, а сделать "под себя", с нуля, сделать все - музыку, либретто, свет, декорации, костюмы, эскизы. Вот такая была сумасшедшая идея, потому что я тогда не совсем понимал, как это все сложно. Но, тем не менее, идея "Гэтсби" родилась и мы начали в первую очередь искать историю, сюжет. Делали мы это вместе с моей родной сестрой, которая на тот момент была моим продюсером и агентом. Мы искали такую историю, чтобы главный герой, персонаж в ней был мужчина, ведь спектакль должен был быть сделан на меня. И, в конце, концов, остановились на "Великом Гэтсби". Потом мы начали искать композитора, хореографа, художника, продюсера, в первую очередь, и нашли Сашу Полевого. Композиторами музыки к балету стали Константин Меладзе и Юрий Шепета, а хореографом пригласили Дуайта Родена.

- История Джея Гэтсби впервые перенесена вами на балетную сцену или существуют еще чьи-то версии?

- Я слышал, что где-то есть еще такой балет и где-то он идет, но, если честно, когда мы начали создавать наше шоу, я об этом не задумывался. Только после премьеры я случайно узнал, что где-то есть еще "Гэтсби", но нас это не останавливает.

- Вас называют Барышниковым, Нуреевым и Годуновым в одном лице. Как вы к этому относитесь?

- Что я могу сказать, меня по-всякому называют - и хорошо, и не очень. Конечно же, приятно слышать такие вещи, потому что это три величайших танцовщика-легенды. Это приятно - и все. Когда я был совсем юным, я, конечно же, брал с них пример и копировал этих танцовщиков, но сейчас я - Денис Матвиенко. И так же, как эти великие танцоры создали свою историю, и это единственное, что мне важно. Важно, что останется после тебя, и важно, как к этому будут относиться твои дети. Я стал об этом задумываться, когда у меня появились дети - что я оставлю после себя?

berlin7-Berlin-by-Christian-Schneider1
Фото: Christian Schneider

 

- Хочет ли ваша дочь продолжить семейную традицию?

- Елизавета, так же как и я, растет за кулисами и уже занимается балетом, но сказать, что она будет танцовщицей в четвертом поколении - еще рано. Она очень хочет, она знает много балетов, и она присутствовала при рождении шоу The Great Gatsby -"Великий Гэтсби". Когда ей исполнится 10 лет (а ей сейчас 7), и она сможет поступать на профессиональное обучение, я постараюсь ей объяснить, что балет - это не только пляски, что занимаясь балетом в школе и уже танцуя, мы жертвуем своей жизнью. Мы много получаем того, что не получат другие, но мы многим жертвуем, и это надо объяснять детям. Танцор становится "старым" уже к 40 годам, хотя он еще и полон сил. Но его жизнь, отданная любимому делу, останавливается, и поэтому не каждый может продолжать жить дальше нормально.

- Каковы плюсы вашей профессии?

- Я всегда знал, что артисты балета, да и вообще артисты, видят мир в других красках. Мы с детства экспериментируем с эмоциями, поэтому это - как бомба замедленного действия, у нас все по-другому, намного активнее и ярче, жизнь воспринимается ярче. Мы - психи, в хорошем смысле этого слова. Еще один плюс в том, что если ты становишься звездой балета, то на сцене ты получаешь такую дозу адреналина, что это не передать - это окрыляет. Но, опять же, когда ты стареешь, тебе этого не хватает, нужно чем-то это заменить. И каждый ищет замену в разном.

- Что вы думаете о классическом балете? Эта тема сегодня волнует очень многих. Например, в последнее время в Израиль приезжает очень много трупп не классического балета, а modern dance.

- В Израиле хорошая, развитая современная хореография и очень много интересных хореографов.

- Многие задаются вопросом "Через 10 лет будут танцевать "Лебединое озеро" или нет?".

- Конечно, будут. Потому что "Лебединое озеро" - это не просто 24 лебедя, Одетта и Одиллия. Это шедевр, в котором объединилось много гениальных вещей, это объединение гениальных людей - Чайковского и Петипа. "Лебединое озеро" - это не просто танцы. Этот балет без музыки Чаковского уже перестает быть таковым. Кроме того, мы все еще слушаем классическую музыку - Бетховена, Моцарта, Баха, Вивальди, и это происходит уже в течение более 400 лет, и я уверен, что люди будут продолжать слушать классику. Когда мне было 13-15 лет, я всегда слушал классику и тут же какую-то "попсу". И сейчас я слушаю много разной музыки, но все равно, периодически мне хочется взять айфон и послушать классику. Основа "Лебединого озера" - классический танец, эта же основа и у любого современного танца, у любой современной хореографии. Во многих танцевальных компаниях modern dance танцуют непрофессиональные танцовщики, они очень талантливые и способные, но пришедшие "с улицы", даже у нас не все ребята имеют дипломы об образовании, но двигаются потрясающе. Для нас важно, прежде всего, призвание, а не образование. Но, когда танцовщик имеет хорошую классическую базу и танцует современную хореографию, то это смотрится деликатнее. Например, наш Клиффорд - у него прекрасное классическое образование, но, насколько я знаю, окончив классическую школу, он классику не танцевал, а сразу ушел в современную хореографию, и то, что он делает - это потрясающе. Скажу честно, когда я углубился в современную хореографию, мне уже было около 30 лет, за плечами был огромный классический репертуар, и мне пришлось над собой поработать, потому что я привык к правилам, которые существуют в классическом танце, позам, ограничениям. В современной же хореографии, все это - безграничный танец, где нет никаких правил. Мне нелегко было перестроиться, но удалось.

- Как вы проводите последние часы перед выходом на сцену? Есть ли какая-то диета, разогрев?

- Разогрев - это обязательно. Если есть время, то час - это оптимально, но бывают разные обстоятельства, иногда нужно что-то порепетировать. Но, в основном, я старюсь перед спектаклем побыть один и отдохнуть.

- Что вы едите в день выступления?

- Борщ, мясо, запиваю горилкой медовой с перцем. Это, конечно, шутка. Но, если серьезно, то, когда я был молод, метаболизм был намного лучше, чем сейчас, и я об этом совсем не задумывался, ел все, что угодно. Бананы - это быстрая энергия, это не тяжелый продукт. Но, конечно, лучше не наедаться перед выступлением, потому что будет тяжело, нужно правильно себя подвести к выступлению, нельзя быть и голодным, потому что тогда не будет энергии, и нельзя быть объевшимся. Обычно я обедаю в два часа дня и после этого до вечера стараюсь ничего не есть.

- А после спектакля вы что-то кушаете?

- После спектакля я кушаю очень много, буквально объедаюсь, потому что очень голодный. И обычно после репетиций и спектаклей, если это гастроли, мало какие ресторанчики работают в 23:30-24:00, и все, что остается, это съесть - кебаб или что-то подобное.

- У нас в Тель-Авиве все открыто до поздней ночи.

- О, это очень хорошо. Я очень это ценю. Насколько я помню, второй спектакль у нас дневной и поскольку я ни разу не был в Израиле, то это будет великолепная возможность погулять по Тель-Авиву. В Израиль мы прилетаем из Шанхая вместе с женой. Сейчас она - первая солистка Мариинского театра. Она, кстати, первой танцевала Дейзи, эта роль ставилась под нее, и в Тель-Авиве именно она будет ее танцевать.

- Что вы ожидаете от израильской публики?

- Если честно, то в последние годы я ничего не жду от публики, потому что это, как дарить кому-то подарок и ожидать за это благодарности. Просто нужно очень хорошо танцевать в образе. А зритель - это главный критик, как публика оценит, так и будет.

С Денисом Матвиенко беседовала София Нимельштейн

***

The Great Gatsby -"Великий Гэтсби" - хореографический спектакль, созданный 5 лет назад международной командой профессионалов, поставившей балетное шоу, в котором сочетаются самые сильные стороны классического балета, современного танца и кинематографа. Это история любви и мечты, тщеславия и предательства, декадентства и роскоши, ревности и одиночества, обретшая новую форму в современном мире, где удивить зрителя классическим балетом становится все труднее. Когда речь идет о балете "Великий Гэтсби" - все иначе. Поэтому этот балет и поставлен без привязок к какому-либо периоду, лишь с легким флером 1920-х годов.

The-Great-Gatsby-Ballet4
Фото: Vladislav Musienko

 

Хореограф шоу-балета "Великий Гэтсби" - американец Дуайт Роден, один из самых востребованных хореографов современности, руководитель Complexions Contemporary Ballet, у которого на счету постановки для американского музыканта Ленни Кравица, Cirque du Soleil, певца Принса.

Вторую главную партию танцует этуаль Complexions Contemporary Ballet Клиффорд Уильямс. Музыку написали композиторы Константин Меладзе и Юрий Шепета.

Денис Матвиенко - арт-директор и один из инициаторов проекта "Великий Гэтсби". Он исполняет главную партию - светского декадента и бутлегера Джея Гэтсби.

***

Денис Матвиенко родился в Днепропетровске (Украина). Танцовщик в третьем поколении. В 10 лет Денис поступил в Киевское государственное хореографическое училище, где проучился до 1997 года. В 17 лет, будучи еще студентом хореографического училища, Денис Матвиенко дебютировал на сцене Национальной оперы Украины в партии принца Дезире в балете "Спящая красавица". В 1997 году на IV Международном конкурсе артистов балета в Люксембурге Денис получает свое первое Гран-При, что положило начало его стремительной и невероятно успешной карьере.

Менее чем через год Денис Матвиенко получает Гран-При III Международного конкурса артистов балета им. Рудольфа Нуриева в Будапеште. Еще через год - Золотую медаль и Приз Вацлава Нижинского на III Международном конкурсе современной и классической хореографии в Нагое (Япония).

В 2001 Денис получает приглашение от Мариинского театра (Санкт-Петербург, Россия). В качестве ведущего солиста, в течение одного театрального сезона исполняет ведущие партии в балетах "Дон Кихот" и "Драгоценности", а также ведущие партии в премьерах балетов "Золушка" Алексея Ратманского и "Блудный Сын" Джорджа Баланчина.

С 2002 года Денис Матвиенко является приглашенным солистом в New National Theatrе (Токио, Япония) В 2003 году Денис возвращается в Национальную оперу Украины в качестве Премьера.

В 2005 Денис Матвиенко вместе с женой Анастасией Матвиенко решает принять участие в Десятом Московском Международном конкурсе артистов балета и хореографов и получает на конкурсе Гран-при, а Анастасия - Золотую Медаль. Денис Матвиенко становится четвертым за всю историю существования конкурса, кто был удостоен Гран-при.

С 2007 Денис выступает в качестве Guest principal в таких театрах, как Teatro alla Scala (Милан, Италия) и Grand Opera (Париж, Франция) В 2007 году Денис Матвиенко становится Премьером Михайловского театра, а в марте 2009 года - Премьером Мариинского театра (Санкт-Петербург, Россия).

С 2009 года вместе с Николаем Цискаридзе, Марсело Гомесом, Иваном Васильевым, Гийомом Коте, Дэвидом Холбергом, Хосе Мануэлем Карреньо, Хоакином Де Луцем и Леонидом Сарафановым принимает участие в проекте "Короли танца".

Денис Матвиенко добился самых высоких вершин, как классический танцовщик. Теперь он стремиться освоить современную хореографию. Именно поэтому, в 2010 году, Денис Матвиенко вместе с Леонидом Сарафановым решают создать совместный проект - современный балет. Для этого они привлекают хореографа Эдварда Клюга и композитора Милко Лазара. В результате этой работы, получается балет Quatro. В этом же году, балет номинируется на получение самой престижной театральной премии России "Золотая Маска" сразу в четырех номинациях и получает "Золотую Маску" в номинации "Лучшая Мужская Роль".

В ноябре 2011 года Денис Матвиенко возглавил балетную труппу Национальной оперы Украины. За полтора года работы на этой должности он инициировал постановку шести балетов и существенно поднял уровень балетной труппы. Благодаря деятельности Дениса Матвиенко о театре заговорили. Национальная опера Украины стала первым театром на постсоветском пространстве, где легендарная Наталья Макарова поставила свою редакцию балета "Баядерка". Репертуар театра пополнился балетами: "Класс-Концерт", Radio and Juliet, Quatro. Балет Radio and Juliet стал первым в истории театра репертуарным балетом в стиле contemporary.

Сегодня Денис Матвиенко выступает в качестве солиста в таких театрах, как New National Theatre (Токио, Япония), Большой Государственный академический театр России (Москва, Россия), Teatro alla Scala (Милан, Италия), Grand Opera (Париж, Франция), Аmerican Ballet Theatre (Нью-Йорк, США), Мариинский театр (Санкт-Петербург, Россия) и других.

Обладатель Приза "Душа Танца" в номинации "Звезда", Номинант премии английских критиков "National Dance Award", Номинант премии "Золотая Маска".

Идейный вдохновитель и организатор (совместно с фондом Чулпан Хаматовой "Подари Жизнь" и Фондом Михайловского театра) благотворительных балетных спектаклей в поддержку детей больных лейкемией. Лауреат премии "Людина Року 2013" в номинации "Деятель искусства".

В декабре 2013 году вместе с Константином Меладзе, Дуайтом Роденом и Аленой Матвиенко приступил к работе над балетом "Великий Гэтсби".

Эту балетную постановку мирового уровня уже видели сотни тысяч зрителей в Берлине, Франкфурте, Вене, Женеве и в других городах, где труппа "Великого Гэтсби" выступает в рамках европейского тура. На очереди - Тель-Авив!

Представления "Великий Гэтсби" состоятся 28 и 29 ноября 2019 года в зале "Гейхал ха-Тарбут" в Тель-Авиве.

Билеты в кассе "Браво"

Международный сайт постановки

Источник: salat.zahav.ru

Метки:

Читайте также