Zahav.СалатZahav.ru

Пятница
Тель-Авив
+28+18
Иерусалим
+25+16

Салат

А
А

Дорогу осилит идущий

А каким человек приходит в мир? В психологии есть абсолютно противоположные взгляды. Есть теории, говорящие, что человек – хороший, добрый, ищущий добра. А есть теория Фрейда, который характеризовал человека как "злого от рождения".

28.04.2012
Zahav.ru Движение Арвут

Читайте также

Из беседы д-ра Михаэля Лайтмана с Лимор Софер-Фетман – психотерапевтом, специалистом по педагогической психологии.

Л. С.-Ф.: Есть мнение, что ребенку никогда нельзя говорить, что он плохой, - ему обязательно надо говорить, что он хороший, но иногда плохо себя ведет.

М. Л.: В сказанном Вами уже есть явное противоречие.

Л. С.-Ф.: Верно. Но ведь есть разница между понятиями "плохой" и "плохое поведение".

М. Л.: Возникает вопрос: "Кто ты вообще? Ты - плохой или ты – хороший? Если хороший, - то почему плохо себя ведешь?"

Л. С.-Ф.: А каким человек приходит в мир? В психологии есть абсолютно противоположные взгляды. Есть теории, говорящие, что человек – хороший, добрый, ищущий добра. А есть теория Фрейда, который характеризовал человека как "злого от рождения". Такому подходу очень способствовали события Второй мировой войны, показавшей, какое зло может произойти в мире.

М. Л.: Эти теории меняются в зависимости от эпохи, поколения и состояний, которые мы проходим. Я с уважением отношусь к материалистической психологии, основанной на нашем жизненном опыте. Но надо понять: человек – не хороший и не плохой. Просто в каждом из нас есть две эти силы - добро и зло. И обе они - природа добра и природа зла человека - борются внутри него за власть над ним.

Л. С.-Ф.: Превосходно! Значит, есть возможность выбора.

М. Л.: Верно. Ему не удастся убежать ни от одной, ни от другой природы. И недостаточно просто выбрать: "Хочу это".

В Талмуде есть хороший пример о двоих, "ухватившихся за талит". Один говорит: "Он – мой!", а другой возражает: "Нет, мой!" Есть толкование: талит – это человек, а двое – это две силы - добра и зла, - которые тянут его в разные стороны. 

В конечном счете, именно человек принимает решение и определяет, какое из этих двух проявлений его природы - добро или зло – будет управлять его желаниями и поступками.

Л. С.-Ф.: Но ведь ребенок этого сделать не может, верно? Ведь его восприятие - на его уровне. Он не может видеть выше этого уровня.

М. Л.: Верно. Мы и даем ему примеры хорошего и плохого на его уровне - одна ситуация, другая, третья. Так мы обеспечиваем его моделями для исследования, он впитывает их и с их помощью по мере взросления сумеет решать все более сложные и серьезные проблемы. Процесс происходит постепенно, но начинать надо уже с младенческого возраста. Маленький ребенок очень хочет быть похожим на взрослых, поэтому будет стараться.

Л. С.-Ф.: Скажем, ребенок в школе вел себя агрессивно. Когда мы потом с ним разбираемся, то объясняем, что если бы он попытался на мгновение сдержать свои эмоции, сделать вдох и подумать, он смог бы поступить иначе.

М. Л.: Объяснить-то мы можем. Возможно, он даже поймет и согласится. Но сможет ли он правильно повести себя, когда наступит следующий такой момент? Дети растут, а их желания растут еще быстрее. Прошлое состояние для него уже не пример. Он может сказать: "Сейчас я хотел намного сильнее, чем в прошлый раз, а он обидел меня…"

Л. С.-Ф.: Ну, и как же это сделать правильно?

М. Л.: Только с помощью окружения. Окружение покажет ему, что оно не принимает его таким, какой он сейчас.

Л. С.-Ф.: Но и сегодня окружение не согласно с этим.

М. Л.: Дети? С чем они не согласны?

Л. С.-Ф.: С агрессивностью, с насилием.

М. Л.: Не может быть, что дети не приемлют этого, а ребенок так себя ведет. Для этого надо быть сумасшедшим. Такого не может быть, чтобы окружение не могло - даже не объяснить, - а дать ему почувствовать, что оно не принимает его таким и не согласно с его присутствием. Вы знаете, что такое удар по самолюбию?

Л. С.-Ф.: Это самое худшее, что может быть. Остаться одному, отвергнутому всеми...

М. Л.: Это я и имею в виду. А общество важно для всех. Поэтому нам вообще не нужно работать с ребенком, мы не должны к нему прикасаться.

Л. С.-Ф.: Но Вы же советовали проводить обсуждения и беседы с ребенком.

М. Л.: Только для того, чтобы подготовить в нем основы для лучшего понимания среды, для умения находить с ней общий язык. Мы объясняем ему язык окружения, чтобы он стал более чувствительным к нему. Однако, только общество сможет влиять на него.

Л. С.-Ф.: Но как же среда, состоящая из таких же, как он, детей, может создать хорошее окружение?

М. Л.: Ничего не поделаешь, - действуя фронтально по отношению к отдельной личности, мы ничего не добьемся. Ведь ребенок находится под властью своих внутренних побуждений, своего эго. Он не может в такой ситуации оценивать себя. Только связь с обществом может удержать его.

А иначе, - на основании чего он сможет себя оценивать? Как, какими силами он сможет себя обуздать? Самые  страстные чувства человека - зависть,  жажда почета, уважения и власти – проистекают из его отношения к обществу, которому он желает подать себя как "что-то стоящее". Это относится и к взрослому.

Почувствовав неприятие коллектива, он станет внимательно слушать объяснения воспитателя, - ведь он не хочет опозориться и хочет, чтобы окружение его приняло. Только среда может влиять на ребенка.

Л. С.-Ф.: Среда – это взрослые?

М. Л.: Нет, его одногодки. Те, с кем он считается, кто для него важен.

Л. С.-Ф.: К сожалению, в самом обществе мы наблюдаем много агрессии и насилия.

М. Л.: Вы правы. Вся проблема в том, что невозможно осуществить эту идею только в одном детском саду, - нужно изменение во всем обществе. Везде должны уважаться те же ценности - в СМИ, в детском саду, в школе, дома.

Только когда все общество начнет переходить к добрым отношениям, коллектив каждой отдельной школы и детского сада начнет поворачивать  в ту же сторону.

Л. С.-Ф.: Но что можно сделать против огромной существующей системы негативной информации и связи?

М. Л.: Это большая проблема. Однако, если все общество, все граждане страны осознают это как проблему, тогда это станет интересовать и государство, поскольку политикам нужны голоса избирателей.

А каждые 15 лет подрастает новое поколение. Давайте начнем сейчас, и через 15 лет получим новое человечество. Дорогу осилит идущий! Нет в мире ничего более динамичного, чем человек.

Все зависит от того, сколько страданий мы еще вытерпим, прежде чем решим и начнем воплощать это в жизнь.

Л. С.-Ф.: Из чего, по-вашему, может произрасти любовь к ближнему? Существует мнение, что ребенок сначала должен полюбить себя. Только затем из этого может развиться любовь к другому. А если я не люблю себя, то никогда не смогу полюбить ближнего. Что Вы скажете по этому поводу?

М. Л.: Этот красивый эгоистический подход мне знаком. "Дайте мне сначала полюбить себя, а тогда уже я смогу полюбить и вас". Красиво!

Л. С.-Ф.: Но разве не естественно, что мать, любя ребенка, хвалит его?

М. Л.: Если только хвалить ребенка и засыпать подарками, - результат будет обратным. Должно быть две вожжи, две силы.

Если я думаю, что я – хороший, то всегда буду обвинять только других. Как может быть иначе? Если я хороший, очевидно, они – плохие, раз случилось что-то плохое.

Л. С.-Ф.: А как правильно?

М. Л.: С момента появления ребенка на свет мать должна говорить с ним - указывать ему на то, что он делает правильно и что – нет, что хорошо и что плохо. Даже пока перед ней лежит еще несмышленый младенец, нужно все время говорить с ребенком и объяснять ему, что можно делать, а что – нельзя.

Л. С.-Ф.: И как из этого разовьется любовь к ближнему?

М. Л.: Он начнет чувствовать, что есть два канала отношений с людьми - добро и зло. И тогда на опыте отношений с матерью он научится правильно относиться к среде, ведь мать – это тоже среда. Тогда ему будет легко войти в любое общество.

У человека есть две вожжи - добро и зло, - которые управляют им, и между ними, под влиянием среды, он выстраивает самого себя.

Светлана Волчек

Добро и зло

Комментарии, содержащие оскорбления и человеконенавистнические высказывания, будут удаляться.

Пожалуйста, обсуждайте статьи, а не их авторов.

Статьи можно также обсудить в Фейсбуке