Когда в 1994 году Татьяна Цым и Анастасия Глушков приехали в Израиль, о синхронном плавании здесь были очень смутные представления. Этот вид спорта был на уровне матнасовских кружков, участницы которых выступали максимум в эйлатских гостиницах. Сегодня же Израиль достойный соперник на международных соревнованиях.
Новые участницы проекта сети Jack Kuba " Женщины, которые нас вдохновляют" - Анастасия Глушков-Левенталь, многократная чемпионка Израиля по синхронному плаванию, член израильской сборной, четырежды участница Олимпиад и ее тренер и мама Татьяна Цым, стоявшая у истоков профессионального синхронного плавания в нашей стране.
Все участницы проекта "Женщины, которые нас вдохновляют", созданного сетью Jack Kuba - русскоязычные израильтянки, чьи судьбы и достижения свидетельствуют о внутренней силе, об умении находить свой путь и добиваться высоких результатов, о желании следовать за своей мечтой и воплощать ее в жизнь. Jack Kuba решили объединить эти истории в один проект, рассказывающий об успехе, мотивации, силе духа и любви к своему делу. Около трех лет назад проект возглавила Дорит Голендер, бывший посол Израиля в России, один из создателей и главный редактор радиостанции "РЭКА"-"Голос Израиля" на русском языке. С тех пор в нем приняли участие многие русскоязычные израильтянки, чей жизненный путь и успехи могут вдохновить других женщин: Нета Ривкин, Диана Голби, Елена Лагутина, Маша Троянская, Лена Блаунштейн, Алия Судакова, Ольга Бакушинская, Ольга Раз, Лариса Тетуева, Лена Крейндлина, Наташа Манор, Илана Кратыш, Таня Кисилевски, Алена Кошеватская, Елена Яралова, Диана и Ирина Вайсман, Белла Койфман, Наташа Гурович, Лиана Одикадзе, Ева Левит, Ксения Светлова, Юлия Сачкова.
Сегодняшнее интервью - это история успеха чемпионки и ее тренера, дочери и матери, двух сильных, красивых и обаятельных женщин, вместе покоряющих вершины спорта - Татьяны Цым и Анастасии Глушков-Левенталь.
Как распознается талант
Татьяна: До репатриации в Израиль мы три года жили в Греции, я тренировала сборную, Насте тогда было 6 лет и, в общем-то, тогда ее больше тренировал папа - он тренер по плаванью. Я, во-первых, по контракту не имела права заниматься с малышами. А, во-вторых, мы с ее отцом не хотели толкать ее в каком-то конкретном направлении, давая ей возможность самой определиться с тем, что ей ближе. В какой-то момент, я стала замечать, что она в уголке что-то такое делает и у нее получаются фигуры, которым я ее вовсе не учила.
Анастасия: Мне всегда нравились танцы, искусство на воде. Плавание дало хорошую базу, но танцевать мне было интереснее. Я приходила с родителями в бассейн, сама играла в мелкой воде, старалась подражать старшим девочкам, с которыми занималась мама и мне хотелось быть похожей на них. По маминым словам, она ничего не планировала, но дала мне пару советов и у меня быстро пошло. Я даже участвовала в нескольких соревнованиях в Греции, показала хорошие результаты, но так как мы не были гражданами страны, то медали мне были не положены.
Татьяна: В какой-то момент я почувствовала себя сапожником без сапог - у меня растет дочь - талантливая спортсменка, а я не могу ее тренировать. Ей на тот момент было уже 9 лет, ждать уже было нельзя, потом станет поздно, и я поняла, что пришло время заниматься собственным ребенком. Как раз контракт в Греции подходил к концу и мне позвонил мой брат, который репатриировался в Израиль за год до этого. Он вызвался поговорить с директором бассейна в Иерусалиме, заинтересован ли он в таком тренере. Тот был готов предоставить бассейн, но с условием, что я приезжаю в ближайший месяц, до начала сентября, до начала учебного года. Мы все бросили, в Афинах пошли в Сохнут, оформили все документы и быстро приехали сюда. Правда, здесь оказалось, что без иврита меня к детям не готовы были подпускать и работать тренером я начала только в феврале 1995.
Синхронное плавание - это не узоры на воде
Татьяна: В Иерусалиме в те годы не было синхронного плавания, в 1991 году в Израиле начали вести кружки по синхронному плаванию, но это был отнюдь не международный уровень, спортсменки выступали в эйлатских гостиницах. Мне долго пришлось доказывать, что это не просто узоры на воде, а олимпийский вид спорта. Что мне только не делали в бассейне - обливали водой, чтоб не стучала по бортику и не мешала людям медитировать, не давали снимать дорожки. Но я была зомбирована синхронным плаванием, я не могла представить, что буду заниматься чем-то другим и шла напролом. У меня были ученицы - 9-летняя Настя, 20-летняя Светлана Черкас из Минска, чуть позже приехала Таня Менабде из Грузии и несколько малышек 6-9 лет. Однажды я пришла попросить зал - синхронисткам нужна еще и сухая тренировка, чтобы отрабатывать линии, установить контакт с ребенком, которого нет в воде. Зал был, но с 14.00 до 16.00 он был закрыт, соответственно свободен, но мне его не давали. Я долго требовала и в итоге получила, открыла и испугалась - вонь стояла такая, что детей к нему близко подпускать нельзя было. Я начала рыдать от обиды, видимо, люди пугались этой энергии и зал быстро привели в порядок. Потом наш клуб на протяжении 16 лет был призером и победителем всех чемпионатов Израиля.
А уже в 2000 Иерусалим получил право проводить COMEN CUP - кубок Средиземноморья по синхронному плаванию для спортсменок 13-15 лет. Это очень важный период, когда становится понятно, выйдет ли из спортсмена толк и построит ли он карьеру. 15-летняя Настя тогда заняла первое место. В COMEN CUP принимают участие 9 стран Средиземноморья и они очень оскорбились: что такое Израиль вообще? О нем в синхронном плавании вообще не слышали. Самые прославленные Франция и Греция заняли соответственно 2 и 3 места.
"Я не буду тебя заставлять!"
Анастасия: В 14-15 лет, не смотря на все успехи, мне стало сложно совмещать спорт, друзей, учебу и я пришла к маме с вопросом, дескать, мама, почему все должно быть так сложно, почему я должна каждый день бороться и себя заставлять? Мама тогда сказала: "А я тебя заставлять не собираюсь и не буду толкать в каком-то направлении. Это только твое решение!" Конечно же, ей было важно, чтобы я не закопала свой талант, но она знала ко мне подход и дала возможность определиться самой. Я уверена, что я подпитана семейными принципами и правилами и росла под влиянием высоких стандартов и ожиданий... И я начала представлять и поняла, что если сейчас все оборвется, если я брошу посреди дороги - я саму себя не познаю. И тем ценнее стало все то, что я достигла, появилось желание достичь большего и доказать самой себе, что я способна. Это новое желание было полностью мое, а не чтобы угодить родителям.
Как совместить маму и тренера?
Татьяна: Мне было легко - Настя меня чувствует. У нас негласное правило было - в бассейне парадом командовала я, там никаких инициатив. А дома наоборот, я мама, а ты делай, что хочешь. Конечно, с собственным ребенком тяжелее, когда она, например, плохо себя чувствует, хочется пожалеть, сделать более щадящий график. Поэтому у нас всегда был единственный вариант - просто не болеть, поэтому режим, сбалансированная диета, табу на поздние гуляния. И так до 20 лет.
Чтобы ни у кого не возникало ощущение, что я Настей занимаюсь больше, чем другими, то время на тренировке делилось примерно так: из 1,5 часов занятия примерно 1 час 10 минут я занималась другими детьми и 20 минут Настей. Требовала от нее по полной программе и даже строже. А берегла я всех, с травмами и температурой у меня не плавал никто. И главное, все девочки, которые у меня занимались, способны рожать.
Анастасия: Для меня тренер и мама в одном лице - это норма и, на мой взгляд, это хорошо у нас работало: мы вдвоем в одной лодке, у нас одинаковый подход, хотим одного и того же, и как бы не было сложно, какие бы большие стремления и цели у нас не были - это дало результат. Я всегда была уверена, что я в самых надежных руках - мама верила в меня даже больше, чем порой я сама.
Нужно отдать маме должное, она умела балансировать: требовать, не отходить от цели на тренировке и побаловать дома. Во всем, что не касалось тренировок, включая школу, она доверяла моим желаниям и решениям. У нас очень теплые отношения и она моя лучшая подруга, она сумела построить наши приоритеты так, что неважно, что вокруг - медали, Олимпиады - наши отношения всегда были важнее.
В 2003 году Анастасия занимает 3-е место на Чемпионате Европы для юниоров в Андорре. Позднее представляет Израиль на 4-х Олимпиадах: в 2004 году в Афинах, в 2008 - в Пекине, в 2012 - в Лондоне и в 2016 в Рио-де-Жанейро.
Анастасия: Каждую победу я чувствовала как очередную ступеньку и подтверждение того, что могу достичь большего. Пожалуй, удовлетворение тем, что я делаю пришло только после рождения первого сына: когда , всего через полгода после рождения ребенка, я вернулась в воду тренироваться и немного позже в 2014 году заняла 5 место на чемпионате Европы в Берлине я была счастлива своей работой. Когда после декрета я получила в четвертый раз Олимпийский билет и поняла, что могу вернуться в высший спорт - я почувствовала, что это самая большая моя победа. Наши достижения - это, в первую очередь, наше к ним отношение, настрой, взгляд на вещи и довольство собой. Даже на первом месте человек может чувствовать себя несчастным.
Когда я стала мамой, многие вещи стали очевидными и ценными, приобрели больше смысла. И я почувствовала больше уверенности в себе, своих силах, своем пути.
Татьяна: Когда мы готовились к Олимпиадам - это были ежедневные 10 часов физического труда и 2 часа умственного: отсчет программы по музыке, работа с психологом. Колоссальная ответственность, огромная сосредоточенность и дикая усталость! На гордость за собственную дочь не было ни времени, ни сил. Гордость была, что мы представляем Израиль и представляем достойно.
Это сейчас я смотрю на нее и думаю: "Елки зеленые, какая девка - красивая, талантливая!" Гордость с отсроченным эффектом...
Читайте также
Как приходит успех?
Анастасия: Я думаю, что залог успеха - принятие окончательного решения без возможности увильнуть. Нет такого - мы попробуем и посмотрим, решение должно приниматься на 100 % и тогда на душе становится легко и все становится понятным. И даже если в какой-то момент ты расклеишься, расплачешься, то завтра дашь на тренировке уже 200%.
Когда в 15 лет я приняла свое решение, что остаюсь в большом спорте, я уже не чувствовала, что я что-то пропускаю: ну, пропущу я школьную экскурсию, зато через две недели буду на соревнованиях в Канаде и увижу Ниагарский водопад. Всему свое время, в итоге выстроилась сильная и жизнеспособная личность: я успела и высшее образование получить и построить теплое домашнее гнездо, сегодня у меня трое детей.
Татьяна: Для успеха необходимы большая любовь к тому, что ты делаешь и профессионализм. Я когда-то считала себя неплохим психологом, пока не столкнулась с серьезными психологическими проблемами одной из моих девочек. Поэтому с командой работали профессиональные психолог и диетолог, олимпийский врач, костюмы шились в Большом театре, а музыку писала лучшая американская компания. Все это требовало от нас соответствовать. Вот, например, классика должна быть безукоризненна с безупречной техникой, чтобы балерины не смеялись.
Майя Плисецкая, будучи председателем Федерации г. Москвы по синхронному плаванию, говорила, дескать никогда не берите "Лебединое озеро", чтобы не получилась обидная пародия...
Мы закончили карьеру "Дон Кихотом" и мне не стыдно за эту программу!