Читайте также
В этом году знаменитому советскому певцу Муслиму Магомаеву исполнилось бы 70 лет. Мы встретились с его вдовой народной артисткой СССР и солисткой Большого театра Тамарой Синявской, которая готовится почтить память супруга вторым Международным конкурсом вокалистов имени Муслима Магомаева, который пройдет в Москве 20 и 21 октября 2012 года на сцене Крокус Сити Холл.
- Тамара Ильинична, расскажите, как начинался конкурс имени Муслима Магомаева?
- Идея конкурса родилась два года назад. Казалось бы, спонтанно, но это не так. Все было предначертано. В прошлом конкурсе было подано 500 заявок, отобрано всего 14 исполнителей, в этом - из двухсот выбрали пятнадцать. Это огромное количество, учитывая практику международного конкурса, хотя он очень молодой и не разрекламированный. И говорит об очень высокой профессиональной планке. Планке, которую задал сам Муслим Магомаев.
На конкурсе Муслима Магомаева нужно не только красиво петь, надо владеть такими жанрами как опера, мюзикл, эстрада. Многие видимо не очень четко прочитали условия отбора, и мы им, увы, отказывали. Я бы, наверное, и сама не смогла пройти отбор...- Кто-то из участников уже "засветился" на большой сцене?- Знаете, конкурс Муслима Магомаева - это, все-таки, не "Новая волна", где находят новых исполнителей и выявляют таланты. Сюда приезжают состоявшиеся люди, и, как правило, где-то выступающие. Участие и победа в этом конкурсе - это как знак качества, серьезный штрих в их биографии. Отобраны лучшие из лучших. И здесь полностью отсутствует возможность кого-то "протащить"... В прошлый раз был один певец, Самир Джафаров, народный артист Азербайджана, потрясающий вокалист. До конкурса он выступал в Италии. Услышав его голос , Монсерат Кабалье заплакала, Хосе Каррерас был в восторге... И никто не верил, что такой выдающийся певец не занял у нас первое место!
- К слову об отборе - в прошлый раз член жюри Елена Образцова ставила очень низкие баллы. С чем это было связано?
- Это можно объяснить тем, что Елена Образцова привыкла ездить на сугубо оперные смотры, а здесь была и эстрада и мюзиклы. Поэтому она ставила оценки, как человек, привыкший к оперному репертуару. Она была очень строга, это ее право...- Ну а вы видите среди участников преемника Муслима Магомаева?
- Я работаю в ГИТИС, возглавляю музыкальный факультет, воспитываю поющих актеров, участвую во многих конкурсах, встречаю очень многих исполнителей и могу сказать, что то сценическое мастерство, артистизм, чувство стиля; то, как был одет, как перемещался по сцене, то, что было у Муслима Магомаева нет ни у кого. Магомаев был великим исполнителем. Он феноменально пел оперу, потрясающе пел эстраду. Это необъяснимо, как ему удавалось удерживать тысячные залы...
- Часто ли бывает, что вокалисты этого, скажем так, не понимают? Что у человека нет данных и перспектив; что ему не дано, но он все равно продолжает петь?- Да, и я называю их "заблудившиеся". Пытаюсь с такими людьми говорить очень бережно и деликатно, ищу слова чтобы не обидеть, не обрубить крылья человеку. И особенно сложно общаться с родителями, которые возлагают большие надежды на свое поющее дитя...
- Вы как-то праздновали юбилей Муслима Магомаева?
- Со смертью Муслима слово "праздновать" ушло из моего лексикона. Отмечаю, вспоминаю в своей душе каждую минуту... Одной из таких "памяток" Муслима Магомаева станет диск с песнями к кинофильму "Семнадцать мгновений весны". Магомаев в свое время записал все песни к кинофильму, но так случилось, когда режиссер Татьяна Лиознова прослушала записи, то пришла в восторг, но при этом оказалась разочарована.Она посчитала, что в исполнении Муслима Магомаева было слишком много Магомаева и они не ассоциировались с образом, созданным Вячеславом Тихоновым. В итоге эти песни замечательно записал Иосиф Кобзон, а эти записи, которые никогда и нигде не звучали и не издавались, бережно хранились у меня.Мне кажется, миллионы россиян с удовольствием услышат это потрясающее исполнение. Оно не даст им забыть великого певца Муслима Магомаева...
Якубовская Анжела