Читайте также
"Какое мне дело до всех до вас? А вам до меня?!" (из песни к кинофильму "Последний дюйм")
Ведущий: Здравствуйте, друзья. Со мной в студии – профессор Михаэль Лайтман.
Вы постоянно говорите, что человек и человеческое общество на протяжении истории все время развиваются. Но я бы не сказал, что человек за время исторического развития стал умнее.
М. Лайтман: Мы не говорим, к лучшему или к худшему ведет это развитие. Но человек развивается. Катастрофа тоже может развиваться. Я говорю о том, что есть процесс развития. На Земле появилась сначала неживая природа, затем растительная, животная, а затем человек, – тоже являющийся частью животного мира. Такое же биологическое белковое соединение, - которое развивается и дальше.
Но с человеком происходят очень странные вещи, в отличие от других биологических видов на Земле. Он развивается самостоятельно, как бы из себя. Его развитие предполагает развитие разума, чувств, инструментов постижения природы. В общем, человек является каким-то особенным элементом природы.
Ведущий: А что еще развивалось, кроме инструментов познания мира? Мне кажется, раньше люди были умнее. Философов было гораздо больше - римских, греческих. А к чему мы пришли? Всё, как будто, повернулось вспять.
М. Лайтман: Неважно. Но развитие есть? Мы не говорим, морально ли оно, лучше в чем-то или хуже, – где-то что-то движется.
Ведущий: Ну, это безусловно.
М. Лайтман: Давай теперь посмотрим, что в основе этого движения. Всё всегда исходит из развития желаний. В нас постоянно возникали новые желания, которые рождали новые мысли. Мы хотели разрабатывать технологии, сельское хозяйство, науку, культуру, открывали земли и так далее, – в общем, человек хотел захватить и использовать весь этот мир. И ему это практически удалось. А достиг он того, что просто изуродовал природу всей планеты.
Мывышли из пещер, построили города, создали какое-то человеческое общество. На всем протяжении развития наших взаимоотношений мы вынужденно устанавливали между собой какие-то юридические и общественные законы, которые ограждали нас от эгоизма друг друга, чтобы мы просто как-то могли существовать, чтоб не съедали один другого.
Но сейчас мы обнаружили что-то новое. В обществе, которое мы создали, всё оказалось перемешано и взаимосвязано настолько, что я не могу существовать без всех остальных. Машина у меня японская, телевизор – немецкий, что-то сделано в Китае, что-то - в Америке. А здравоохранение - лекарства, материалы? Да всё! Образование, воспитание, книги, СМИ.
Я приезжаю в любую страну – и не чувствую, что я в другой стране: те же гамбургеры, та же пицца, та же кола, те же товары в суперах, одни и те же фирмы, одни и те же машины. То есть, мир стал единым и ничего сегодня не может функционировать отдельно в отдельно взятой стране.
Но наш индивидуализм не хочет быть ни с кем связанным, не хочет ни от кого зависеть: "Знать никого не хочу, оставьте меня в покое! Какое мне дело до вас до всех, а вам до меня?!"
Однако ни у кого нет сегодня такой возможности – ни от кого не зависеть. Все во всем мире от кого-то что-то получают и что-то кому-то дают. Все друг другу чем-то поневоле обязаны. Мы этого не хотели, думали, что делаем себе лучше, – а в итоге оказались крепко связанными друг с другом.
Но связь эта противоречит нашему эгоизму, он этого просто не терпит! Использовать всех в мире я готов. Но отдавать? Нет! И это не только экономические связи, финансовые, торговые. Уже раскрывается, что мы влияем друг на друга даже нашими мыслями, свойствами, чувствами, всё друг от друга передается, весь мир стал каким-то слишком цельным.
И тут оказывается, что всемирная система, которая нами создана – финансовая, торговая - не предусматривает такой взаимной связи, когда мы должны быть просто добры друг к другу, относиться друг к другу по-человечески. Всего не предусмотришь в договорах. Возникают такие ситуации, когда от меня требуется какое-то чувственное, нравственное участие к другим. Но я этого не хочу! А мир, вся система - вынуждает. Вот в этом заключается, в принципе, кризис.
Посмотри, что происходит в Европе. Они решили объединиться, но не ожидали, что это настолько серьезно. Они думали: "Мы поиграем с общей валютой – то да сё. Сегодня мы никто, у нас нет ни нефти, ни газа, и нас затирают где-то между Америкой и Россией. А объединившись, мы станем третьей силой - противостоящей Америке и России".
Но оказалось, что объединение предусматривает еще и доверие, и ощущение общности, и размывание границ, и какое-то соучастие, и общий кошелек, - все общее!
Ведущий: То есть, Вы хотите сказать, что природа нас к этому, так или иначе, ведет?
М. Лайтман: Да, ведет, но эгоизм наш не позволяет! Ты видишь, что не получается!
Общегокошелька они сделать не могут. А это ведь самое главное! И это отражает все наши чувства, наши отношения. Когда люди могут жить вместе? Когда у них, что называется, "общий котел". Так было всегда! И в древних обществах, и в наше время.
А если у мужа с женой разные счета в банке и в ресторане каждый расплачивается за себя, - я не понимаю такой семьи. Говорят, что сегодня это нормально: ты платишь за это, я – за то, и так мы сосуществуем.
Ведущий: Скажите, куда может завести нас этот эволюционный процесс, в котором наша человеческая природа противостоит общей природе?
М. Лайтман: Рано или поздно мы обнаружим и поймем, что поневоле оказались настолько тесно связанными, что разбежаться уже не сможем. И единственный выход из этой проблемы - научиться хорошо относиться друг к другу.
Нам необходимо вместо наших эгоистических связей постепенно создать альтруистические. Над всеми нашими различиями, которые останутся, надо создавать общность, которая будет называться, например, "израильский народ" или "европейцы".
Вот этот развившийся в нас в процессе эволюции эгоизм мы теперь должны начинать преобразовывать, выстраивая между нами новую связь. При этом ни в коем случае не надо его аннулировать. Аннулируя наши возросшие желания, мы снова опустились бы до уровня животных, и каждый из нас ходил бы по лугу и щипал свою травку.
Но тот результат эволюции, к которому мы сегодня пришли, должен нас чему-то научить. Человек сегодня вообще не понимает, что делает, превратившись в неразумное существо, уничтожающее вокруг себя окружающее пространство, в котором существует. Почему?! Я же свой дом не поджигаю! А потому, что мой дом для меня – это только четыре стены. А то, что за пределами моего дома – это уже и твое тоже, и мой эгоизм не позволяет мне ощущать, что за пределами моего дома - тоже моё, наше.
То есть, я говорю о выживании. Мы не сможем сохраниться даже как вид, если не начнем относиться к земному шару как к нашему общему дому.
И как можно с нашими взаимоотношениями вообще жить в мире, когда ты зависишь от всех и все от тебя? Остается только купить пулемет, забраться на вышку и сидеть вот так, не сомкнув глаз, всю жизнь, чтобы тебя не подстрелили. Это же невозможно! Значит, надо нам строить какие-то другие связи между собой.
А как мы вредим непосредственно сами себе! Ну, какое животное будет работать 18 часов в сутки? Однако, это - то, что мы делаем. Посмотрите, что сотворил с нами наш эгоизм. Он попросту превратил нас в рабов.
Но человек отличается от животных тем, что у него есть разум. И поэтому своим разумным побуждением он должен осознать, в каком положении оказался и по какой причине. Если, не уничтожая наш эгоизм, мы научимся правильно им пользоваться, мы поднимемся на следующий уровень нашего развития и станем людьми.
Светлана Волчек