Южнокорейский режиссер Ким Ки Дук скончался от коронавируса. По информации источников, он умер в ночь на пятницу в больнице в Латвии.
О смерти знаменитого режиссера первым сообщил директор кинофестиваля ArtDocFest/Riga Виталий Манский со ссылкой на переводчицу режиссера Дарью Крутову. Как передает издание The Korea Herald, сообщения о смерти Ким Ки Дука в интервью нескольким корейским СМИ также подтвердила его семья.
"Официальное заявление будет делать дочь режиссера, которая сейчас находится в Южной Корее. Но я могу сообщить, что в 01:20 ночи он скончался от осложнения COVID-19 в Латвии в больнице, где он находился", - сказал Манский Интерфаксу.
По его словам, режиссера хотели транспортировать за рубеж. "Сутки назад я подключился к этой истории, чтобы как-то его транспортировать в другую страну, но не успели", - сказал он.
Ранее портал Delfi сообщал, что режиссер приехал в Латвию, чтобы купить дом и оформить вид на жительство.
Ким Ки Дук - один из известнейших корейских режиссеров, лауреат Каннского, Венецианского и Берлинского кинофестивалей. Его фильмы "Весна, лето, осень, зима... и снова весна", "Натянутая тетива", "Вздох" считаются одними из лучших произведений корейского кино.
Анализ: "Он открыл корейское кино Западу"
Мария Кувшинова, кинокритик, одна из основательниц сайта kimkibabaduk
Ким Ки Дук был проводником корейского кино в остальные части света, в основном - на Запад, на западные фестивали, в том числе и в Россию. Он начал снимать в середине 1990-х - и с начала нулевых был завсегдатаем на всех крутых европейских фестивалях, причем работал очень много - он мог снять несколько фильмов в год и за пару лет проехать весь фестивальный круг, оказаться в программах Берлинского, Венецианского и Каннского кинофестивалей с разными картинами. Мало кому это удавалось.
Он снимал очень быстро, очень дешево, и я знаю, что в Корее он не пользовался такой большой популярностью, как на Западе. Это был человек, который адаптировал корейский кинематограф для Запада и был в этом плане одним из первопроходцев. Мы сейчас знаем, что корейское кино стабильно популярно. В прошлом году корейский фильм "Паразиты" режиссера Пон Чжун Хо не только победил в Каннах, но и получил главный "Оскар" впервые в истории. Ким Ки Дук - это имя, которое появилось из Кореи намного раньше.
Он был очень популярен в России, потому что его всегда любили российские артхаусные дистрибьюторы. Это был один из локомотивов: на него всегда ходили люди, и я сама знаю людей, которые не смотрели никакого другого азиатского кино, но смотрели Ким Ки Дука.
Потом мода на него начала проходить, стали появляться другие какие-то корейские режиссеры в этом обиходе. В 2010-е годы мало кто за ним следил, хотя он продолжал приезжать в Россию. Я сама на фестивале Tomorrow, кажется в 2012-м году, модерировала его мастер-класс здесь, не так давно он был на Московском кинофестивале.
Несколько лет назад в Корее его обвинили в домогательствах, в 2017-2018 году это все происходило. Его, насколько я знаю, присудили к какому-то штрафу, и, видимо, из Кореи пришлось уехать, и он снимал в том числе на постсоветском пространстве. У него был фильм в Казахстане сделан, именно потому, что здесь он является большой фигурой и человеком, который представлял совершенно иной взгляд.
Последние годы его жизни действительно прошли на постсоветском пространстве. В Латвию он приехал из Петербурга, где очень тяжелая коронавирусная ситуация. Насколько я понимаю, в Латвии он собирался купить недвижимость, видимо, потому, что в Корее он уже совсем не вписывался в текущую киноиндустрию, совсем никто ему был не рад после того, как несколько актрис рассказали о его домогательствах, или даже насилии.
В прошлом году Ким Ки Дук, был председателем жюри Московского международного кинофестиваля, а в нынешнем представил на нем свою новую картину "Растворяться", снятую на русском языке в Казахстане, с местными актерами, на деньги казахских спонсоров.
В 2018 году режиссер оказался в центре секс-скандала, трое актрис обвинили его в харрасменте. Одна из жертв рассказала, что режиссер, обещал ей главную роль в своем следующем фильме за интимную связь, угрожал ей и изнасиловал. Иск против режиссера подала еще одна актриса, которая утверждала, что Ким бил ее на площадке и заставлял сниматься в секс-сценах, которых не было в сценарии. Режиссеру назначили штраф за причинение физического вреда после проверки, но по остальным эпизодам не предъявили обвинений.
Сам режиссер категорически отвергал все обвинения, но в нынешнем году суд отказал Ким Ки Дуку в апелляции - он требовал от актрисы и от телерадиокомпании MBC компенсации почти в миллион долларов за диффамацию.
"Время для любого художника когда-то кончается"
Кинокритик Василий Корецкий
Ким Ки Дук стал объектом борьбы против насилия в киноиндустрии и уехал из Кореи, потому что ему вчинили иск за абьюз на съемках. Он пытался судиться, подавал иск о клевете из-за анонимного заявления актрисы, которая обвинила его в этом, и против телеканалов, которые обнародовали эту информацию.
Суд ему отказал, и он стал персоной нон грата в индустрии, потому что Корея очень живо реагирует на движение #Metoo. Довольно много дел в стране всплыло после Вайнштейна. И Ким Ки Дук стал одной из мишеней. В Корее он был очень уважаем, был мэтром, много режиссеров у него учились.
Читайте также
Он был, условно говоря, политическим беженцем, который бежал от "новой этики". Неважно, справедливы или нет обвинения в его адрес, тут мы не можем судить. Он приезжал в Россию, пытался здесь что-то делать, устроиться, и в итоге добежал до Латвии.
Он - важнейшая фигура для кино 1990-х. Но сейчас в Корее все изменилось, как видится отсюда. Он, конечно, был продуктом старой Кореи - Кореи социальных потрясений, уличных схваток, в которой существовали рабочие поселения и уличное насилие. Сейчас страна устроена по-другому, уровень насилия в обществе гораздо меньше.
Он открыл Корею жестокости. Она по-прежнему присутствует в корейском кино, отличает его жанровый элемент, который, возможно, давно оторвался от реальности и присутствует только на экране. Ким Ки Дук был пионером этой киножестокости и говорил, что использует жестокость как способ коммуникации.
Для него это был способ общения, и это многое говорило нам о Корее, и сформировало на Западе определенное представление о стране. В новой Корее такому арт-хаусу, который серьезно говорит о насилии или начинает заигрывать с дзенской философией, места уже не находилось, потому что время для любого художника когда-то кончается. Все это наложилось на экономические и судебные проблемы.